Все мы потребители, но каждый ли может назвать себя потребителем грамотным? Ассортимент товаров и услуг на рынке все увеличивается, выбрать есть из чего, а вот как выбрать, мы знаем не всегда.
В канун Всемирного дня защиты потребителей, который отмечается 15 марта, мы пригласили на "круглый стол" в редакцию "АиФ в Омске" специалистов, которые помогают нам, потребителям, отстаивать свои права, бороться с хамством продавцов, с небрежностью и халатностью производителей.
Сохраняйте чек!
Людмила Королькова, председатель Совета ООО "Защита прав потребителя":
- В последнее время мы видим, как правовая грамотность и культура омичей растут. Об этом говорит хотя бы то, что граждане стали чаще искать у нас поддержку. В 2006 году в наше общество поступило 6 тыс. звонков, а в прошлом году - уже 18,5 тыс. Четыре тысячи омичей побывали в нашей юридической службе. Если раньше на первом месте были вопросы торговли, то теперь - проблемы ЖКХ. В этом году прошло 11 судебных процессов, шесть дел выиграно в пользу потребителя. Но наша главная задача - решение вопросов в досудебном порядке. 14 дней в месяц мы консультируем граждан, причем бесплатно. В Роспотребнадзоре - по вторникам и средам с 9.00 до 17.00 час. В министерстве строительства и ЖКХ - в понедельник с 10.00 до 13.00 час. На всех муниципальных рынках мы работаем два раза в месяц по графику. На меховом рынке (бывший китайский) мы не только консультируем, но и принимаем меры на месте по субботам с 10.00 до 16.00 час.
Сейчас самая "больная" проблема - бытовая техника и сотовые телефоны. Мы поможем решить любой вопрос, но до того, как человек самостоятельно предпринял неверные действия. К примеру, если товар оказался некачественным, вы имеете право обменять его на новый, потребовать вернуть деньги или отремонтировать за счет фирмы. Не зная этого, потребитель обращается к продавцу, а тот отправляет покупателя в ремонтную мастерскую. Алгоритм правильных действий нарушен. Бывает, что покупатели не берут чек или потребителю его попросту не дают. Не приобретайте такой товар!..
Много нареканий вызывает работа ЖКХ. Наше общество выпустило несколько брошюр, которые являются своеобразной памяткой для потребителей коммунальных услуг. Тех, кто ее изучит, вряд ли можно будет обмануть. Кроме того, мы производим юридическую экспертизу договоров, которые заключают с гражданами управляющие компании.
Здоровье за 4,5 руб.
Вера Шалупаева, главный специалист отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по Омской области:
- 2008-й год посвящен проблеме борьбы с нездоровым питанием детей. Гастриты, нарушение обмена веществ и другие заболевания - это результат того, что едят наши дети. С 2006 г. находится на постоянном контроле, ведется мониторинг питания школьников, и это обсуждается на уровне правительства области. Горячие обеды получает сегодня гораздо меньше школьников, так как начиная с этого года детям выделено на дополнительное питание 4,5 руб. Многие родители считают, что этого для ребенка достаточно. А ведь горячее питание стоит от 15 до 20 руб. - это не нанесет большого удара по семейному кошельку! Ребенок находится в школе около шести часов, и здоровая пища ему крайне необходима. Руководители и медработники школ должны разъяснять родителям, что такая скудная еда может нанести серьезный удар здоровью детей. Около 10% маленьких омичей имеют низкую массу тела или сниженный рост, что говорит об остром или хроническом недоедании.
Питание взрослых омичей тоже часто неправильно. Большая часть жителей Омской области потребляют недостаточное количество животных белков и полиненасыщенных жирных кислот в то время как насыщенных жиров потребляют чрезмерно. Недостаточно в рационе омичей овощей и фруктов. Сохраняется дефицит витаминов и микроэлементов. По данным Роспотребнадзора, более чем у 70% обследованного населения Омской области имеются отклонения минерального обмена. Все это приводит к сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, сахарному диабету, остеопорозу и т. д. Для нормализации ситуации в Омской области проводится работа по увеличению объемов выработки обогащенных и биологически ценных продуктов питания.
Список доверия
Марина Кехтер, заместитель председателя ОООО "Общество защиты прав потребителей. Недвижимость и быт":
- Сегодня на рынке жилья появляются застройщики, которые обманывают потребителей как по срокам, так и по качеству жилья. Мы помогаем восстановить справедливость этой категории потребителей. Кроме того, мы решаем конфликтные вопросы в сфере туристических услуг, установки пластиковых окон, купли-продажи прочих товаров и услуг. За последние годы у нас не было ни одного проигрышного суда, и мы гордимся этим. Звонков поступает много, особенно после праздников, когда люди получают подарки, а потом выясняется, что товар бракованный или некачественный
У нас работает программа "Потребительское доверие". В нее входят фирмы, которые проработали на рынке достаточное количество времени, на них не поступило ни одной жалобы ни в Роспотребнадзор, ни в ОБЭП, ни в другие инстанции. Мы собираем своеобразное досье на фирмы, проверяем их документы, делаем запросы в контролирующие органы.
У нас имеется собственный список доверия организаций, которые занимаются туризмом, недвижимостью, установкой окон, производством сантехники и мебели. Тем омичам, кто к нам обратится, мы можем дать рекомендацию - стоит ли иметь дело с той или иной фирмой. И прежде чем что-то купить, заказать услугу, надо посоветоваться с нами, узнать, добросовестна ли данная организация. Так, например, в области производства мебели мы ручаемся за ООО "Командор-сервис", изготовления одежды - ИП Пашкевич (ателье "Практичная мода").
В программу "Потребительское доверие" попасть нелегко. Некоторые фирмы, мечтая создать себе престижный имидж, просят включить себя в программу, но мы им говорим, что сначала надо честным трудом завоевать авторитет. Если потребитель пошел в суд и выиграл, организация отчисляется из программы доверия. Могу сказать, что сегодня в программу "Потребительское доверие" включены всего три омских производителя пластиковых окон. Это компании "Современные технологии", "Стайер-99" и "Полёт-Фрис". Что касается агентств недвижимости, омичи безусловно могут доверять АН "21 век", "Комфорт", "Аверс- риэлт", ООО "Фаворит".
Конкуренция сильна
Алексей Панов, директор "Центра медицинского права":
- В настоящее время к нам поступает очень много претензий к качеству "государственных" услуг и очень мало жалоб на частную медицину. Сегодня сильна конкуренция, можно лишиться и клиента, и работы. Все вопросы частники стараются решать в досудебном порядке. С какими претензиями обращаются к нам пациенты таких клиник? Они жалуются, к примеру, на некачественное оказание услуг по "кодированию" от алкогольной и табачной зависимости, псевдолечение заболеваний, передающихся половым путем - в одной клинике болезнь подтверждаются, в других - нет и т. д. Поскольку предъявляется много претензий к стоматологам, мы совместно с Омской стоматологической ассоциацией подготовили положение об экспертизе качества стоматологических услуг, и при жалобе потребителя можно провести проверку.
В 2008-м году пациентов-льготников хотели лишить права получать льготы по протезированию в частной стоматологии, но совместно со стоматологами нам удалось решить этот вопрос в пользу потребителя. Более того, теперь гражданин, если у него есть дополнительные деньги, может использовать казенные средства как составляющее и доплатить, к примеру, за металлокерамику. Выгодно ли это? Бесспорно. Это реальный пример взаимодействия с бизнес-сообществами в медицине.
У нас сформировалась устойчивая практика решения вопросов по врачебным ошибкам. Мы выигрываем эти процессы, хотя они очень тяжелы. Главный итог работы прошлого года - защита интересов потребителя, заплатившего кругленькую сумму за лекарства, которые ему были положены бесплатно по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Мы вели дело этого онкобольного в суде, и он не только вернул потраченные деньги, но и получил компенсацию морального вреда.
Еще один красноречивый пример: три года длились судебные тяжбы между пациенткой и медучреждением, где женщине по небрежности повредили внутренний орган. С нашей помощью она выиграла 200 тыс. руб. компенсации.
Жалуйтесь на здоровье!
Валентина Белаш, заместитель начальника отдела защиты прав потребителя Роспотребнадзора по Омской области:
- В управлении Роспотребнадзора открыта общественная приемная, куда можно обратиться с жалобой. Кроме того, граждане могут получить консультации специалистов отделов. Мы занимаемся не только правовым просвещением потребителей, но и профилактикой правонарушений. У нас организован консультативный совет по защите прав потребителей, в который входят представители администрации города, УВД, общественных объединений. В законодательство постоянно вносятся изменения - и все они направлены на защиту прав граждан. В 2007 году в общественную приемную с письменными и устными заявлениями обратилось свыше 10 тысяч омичей.
На какие "удочки" попадаются сегодня омичи? Это дистанционная торговля - заказ товаров по почте, интернету, по телефону и т. д. Часто обманутые потребители не имеют на руках ни обратного адреса, ни квитанции, ни договора. В таких случаях нам приходится прибегать к помощи УВД. Не покупайте у курьеров и распространителей БАДы, средства для омоложения и похудения. Специально обращаемся к пенсионерам, на доверчивости которых спекулируют мошенники: магнитные пояса, массажеры, браслеты покупайте только в стационарных медучреждениях после консультации с врачом, и ни в коем случае - у агентов!
Кроме того, мы консультируем омичей в сфере ЖКХ. К примеру, в этом году 32 юридических лица - исполнителей услуг ЖКХ - мы привлекли к административной ответственности за то, что в договоры обслуживания были включены условия, ущемляющие права потребителя, либо взималась плата за неоказанные услуги. Недавно была оштрафована организация, которая рассылала квитанции по оплате за так называемое техническое освещение без установленных тарифов.
Мы занимаемся и вопросами потребительского кредитования. Так, в прошлом году было возбуждено административное производство в отношении четырех кредитных организаций, и уже в этом году жалоб стало значительно меньше. Омичам следует быть внимательнее: к примеру, по почте кому-то приходили кредитные карты банка "Русский стандарт", которые надо было активировать. Часто условия эксплуатации карты были гражданам не до конца понятны, и когда клиент начинал ею пользоваться, "выплывали" такие проценты, о которых он и понятия не имел. Начиная с этого года информация о полной сумме, подлежащей выплате, а также графике платежей и процентах за кредит должны быть обязательно доведена до потребителя.
Еще один пример ущемления прав потребителя в сфере кредитования: "Хоум Кредит энд Финанс Банк" не указывал адрес представительства в Омске, и граждане были вынуждены нести почтовые расходы.
Недавно суд признал противозаконными действия ООО "Формат": в сети торговых точек "Наш магазин" цены округлялись до 10 коп. якобы по просьбам покупателей. Роспотребнадзор выступил с иском в защиту неопределенного круга лиц и выиграл дело.
Мнение специалиста
АН "АВЕРС-риэлт" на омском рынке недвижимости уже девять лет. Когда агентство открывалось, для осуществления риэлтерской деятельности нужно было получить лицензию и пройти жесткие испытания лицензионной палаты. С начала работы агентства руководством была поставлена цель - работать честно и на перспективу, расширяя сферу деятельности.
Так и получилось. Сегодня "АВЕРС-риэлт" - агентство, проверенное временем, клиенты которого приводят сюда своих друзей и знакомых. А в прошлом году состоялся выход на международный уровень. Это первое агентство в Омске, которое предлагает квартиры от застройщика в Испании.
- Мы не даем пустых обещаний, - говорит Ольга Белоусова, директор ООО "АВЕРС-риэлт". - Клиент должен иметь полную достоверную информацию по каждой сделке, независимо от того, где она проводится - в Омске или за рубежом. Год назад мы подписали договор с испанской строительной компанией "MASA international", которая на международном рынке застройщиков уже 30 лет. Основным условием партнеров было предоставление достоверной информации потенциальным покупателям квартир и вилл в Испании. Мы не обещаем клиентам оформления гражданства и трудоустройство, а предоставляем полную информацию о расходах, ожидающих покупателя недвижимости. Кроме того, организуем ознакомительные туры покупателям за счет компании.
Честная работа - залог хорошей репутации и успешного бизнеса АН "АВЕРС-риэлт".
Проконсультироваться можно по телефону: 39-64-84
Мнение специалиста
Агентство недвижимости "Комфорт" - участник программы "Потребительское доверие. Недвижимость". "Все работают с недвижимостью, мы работаем с людьми", - таков основной принцип работы коллектива доброжелательных, отзывчивых и высокопрофессиональных сотрудников.
- Мы работаем с клиентом с момента, когда он позвонил нам, и до его переезда в приобретенную квартиру, - говорит Ольга Ведерникова, директор АН "Комфорт". - Люди доверяют нам самое дорогое - недвижимость, и мы с полной ответственностью берем на себя выполнение всех задач по сделке, подбирая самые удобные для клиента варианты. А такая возможность у нас есть. Нами накоплен солидный опыт по работе с застройщиками, банками. Недобросовестных партнеров у нас нет, и в этом, в частности, залог успешной работы, которую высоко ценят наши клиенты и рекомендуют нас своим друзьям и знакомым.
Бесплатные консультации по телефону: 335-881
Смотрите также: