Абитуриенты высших и средних учебных заведений Омска в этом году находятся в привилегированном положении по отношению к своим старшим и младшим товарищам, а также к поступающим в вузы других регионов.
Во-первых, количество учащихся выпускных классов существенно меньше числа выпускников прошлого и будущего года. Это объясняется осуществленным десять лет назад переходом от трехлетнего начального образования к четырехлетнему. Число бюджетных мест в вузах и колледжах города в этом году может превысить количество выпускников школ Омской области. Поэтому на многих специальностях вузов ожидается невысокий конкурс и, соответственно, более низкие по сравнению с прошлым годом проходные баллы.
Во-вторых, централизованное абитуриентское тестирование в этом году проводится в последний раз. С 2009 года вузы имеют право для участия в конкурсе принимать только результаты ЕГЭ. Соответственно, никаких повторных попыток улучшить вступительный результат у абитуриентов уже не будет - ни вузовских олимпиад, ни абитуриентского тестирования, ни других дополнительных подстраховок. Медалисты пока могут быть спокойны: льготы для обладателей золотых и серебряных медалей отменяются с 2009 года. В этом году они еще смогут воспользоваться своим преимуществом.
Прокомментировать изменения в системе образования мы попросили Виктора Полежаева, декана факультета довузовской подготовки ОмГТУ.
- Эта ситуация уже в следующем году изменится с точностью до наоборот: количество абитуриентов будет почти таким же, как и в 2007 году, а число бюджетных мест уменьшится. В 2009 году в полной мере вступят в силу законодательные изменения, налагающие запрет на выдачу аттестатов учащимся с неудовлетворительными баллами ЕГЭ. Вузам будет запрещено принимать документы у абитуриентов с баллами ЕГЭ ниже установленной границы - "тройки".
Откуда двоечники?
- На ваш взгляд, каков самый главный минус ЕГЭ на сегодняшний день?
- Его однократность. Не сдал ЕГЭ в школе - ни в вуз, ни в колледж не попадаёшь. Выход один - жди ещё год, а потом пересдавай экзамен. А что же нам делать, если в Омской области почти треть выпускников на ЕГЭ по математике получают двойки? Многие ученики, особенно сельчане, не могут реально оценить уровень своей подготовки. Им кажется, раз они лучшие у себя в школе, значит, должны и на ЕГЭ блеснуть. А потом удивляются: как же так, в школе пятёрки получаем, а результаты экзамена - плачевные...
Применявшийся ранее принцип "три пишем - два в уме" уходит в прошлое. Нынешним выпускникам при выставлении отметок в аттестат повышать балл в случае неудовлетворительной оценки ЕГЭ еще станут, но только по обязательным предметам - русскому языку и математике. А вот при сдаче в форме ЕГЭ предметов по выбору послаблений уже не будет. В аттестат могут поставить даже двойку! Исправить неудовлетворительную оценку можно будет только осенью, но уже в традиционной экзаменационной форме.
- Бытует мнение, что тесты - это лотерея, с помощью которой далеко не всегда можно объективно оценить знания. У ЕГЭ - тоже "лотерейный" характер?
- В части А, в которой надо только выбрать ответ из предложенных вариантов, есть определённая доля случайности. Но "угадать" хотя бы на "тройку" весьма проблематично. Чтобы справиться с заданиями части В, нужно не угадывать, а вписывать ответ, потому что здесь нет возможности выбора вариантов. А часть С с подробным развернутым ответом, которую "вручную" проверяют эксперты ЕГЭ, практически исключает возможность неадекватного оценивания знаний учащегося.
Кому претензии?
- Низкие баллы - это омский "эксклюзив", или мы не одиноки в своей проблеме? Как наша область выглядит на фоне остальных регионов?
- Наши показатели по предметам ЕГЭ в среднем на пять-семь баллов ниже общероссийских. По официальной статистике 2007 года, 87% участников ЕГЭ по математике в Омской области за часть С не смогли набрать ни одного балла. К кому претензии? К ученикам? К учителям? Нет, конечно! Мне кажется, что разработчикам заданий есть повод задуматься о качестве своей работы и поменять содержание или уровень сложности этой части, поскольку в ней присутствуют задания олимпиадного уровня. Но, с другой стороны, в этом году ЕГЭ будет проводиться в нашей области уже в пятый раз, а существенного улучшения его результатов не прослеживается.
- На ком лежит ответственность за такое положение? Неужели учитель не научил? Ведь в школах работают педагоги с огромным опытом, которые всю жизнь профессии отдали, и сомневаться в их компетентности просто недопустимо...
- Сегодня существует масса псевдопособий по подготовке к ЕГЭ, разработанных теми, кто к единому госэкзамену вообще никакого отношения не имеет. Зачастую педагоги в своей работе используют старые, проверенные годами учебники. Возможно, многие из них были хороши для подготовки к традиционным устным и письменным экзаменам, но к испытаниям в новом формате непригодны совершенно. А задача педагога - быть в курсе и результатов ЕГЭ прошлых лет, и новых тенденций, использовать рекомендации федеральных предметных комиссий и разработчиков вариантов ЕГЭ. Но для этого учителям, как правило, не хватает ни возможностей использования интернета, ни личной активности, ни заинтересованности (в том числе и материальной) в подготовке учащихся к ЕГЭ. Отсюда и не самые лучшие результаты на экзаменах.
- Можно ли сопоставлять результаты ЕГЭ и централизованного тестирования? Есть мнение, что весенние испытания - хороший "барометр" для проверки потенциала ученика перед ЕГЭ.
- Зависимость здесь прямая. Федеральный центр тестирования иногда требует от вузов подтверждения обоснованности высоких результатов некоторых участников централизованного тестирования. Анализ показывает, что и на ЕГЭ эти абитуриенты - лучшие. Как правило, это учащиеся лицеев и школ, сотрудничающих с университетами города, победители предметных олимпиад. Но при этом практически никто из них не смог летом улучшить свой весенний результат. Высокие баллы на тестировании набрать легче, чем на ЕГЭ, потому что, по установке разработчиков ЕГЭ, только 2-3 человека из десяти тысяч абитуриентов могут набрать сто баллов, а на тестировании этот показатель на порядок выше. Чем раньше абитуриенту будет поставлен "диагноз" - недостаток подготовленности к ЕГЭ, тем эффективнее будет "лечение" - устранение выявленных пробелов.