Омские витрины и рекламные щиты пестрят заманчивыми надписями: "Праздничные распродажи! Скидки!". Сначала снижение цен объяснялось Новым годом, теперь на носу День святого Валентина, не за горами - 23 февраля, 8 Марта... И далее по кругу.
Означает ли это, что на самом деле никаких скидок в магазине нет? И помнят ли сами продавцы начальную цену изделия? Попробуем разобраться.
"Бешеная" скидка
Моя тетя отправилась в "рейд": за "золотишком" с хорошей скидкой. Она решила штурмовать известный магазин, который обещал просто "бешеные" скидки. Однако милое маленькое колечко стоило... больше восьми тысяч! Продавцы принялись успокаивать: мол, скидочка составит почти 50% и окончательная цена колечка - четыре тыс. руб.! Пенсионерка ушла несолоно хлебавши... Если бы тетя знала, что ее мечта, на которую она экономила почти год, продается в скромном магазине в стороне от шумного центра, почти рядом с ее домом! Колечко она увидела случайно - просто зашла погреться в ювелирный салон. Цена составляла... две с половиной тысячи рублей! На полторы тысячи дешевле, чем в магазине с "бешеными" скидками!..
Не верь глазам своим
Подруга заприметила в модном магазине по ул. Ленина симпатичную курточку, но не решалась выложить за нее несколько тысяч рублей. Теперь вещь подешевела вдвое, о чем гласила вывеска: "Скидка 50%!". Осталось найти свой размерчик, и вперед - к кассе. И тут на покупателя вылили целый ушат холодной воды. Оказывается, половину первоначальной цены стоит куртка, в которую едва влезет ребенок. А вот цена на ходовой размер осталась практически без изменений!
...Мой брат "купился" на телерекламу: "Внимание! Полная распродажа!". Приехал в электронный супермаркет за хорошим телевизором. Однако на месте обнаружил, что со скидкой продаются только некоторые модели - самые убогие. Он помчался в другой магазин, где обещали скидку в 70%. Однако менеджер сказал, что нужная ему модель уже продана...
В продуктовом супермаркете я стала свидетелем покупательских "боев": люди расхватывали товары со скидкой. В числе прочих была и моя соседка, которая набрала целую тележку еды. Позже она призналась мне чуть не плача, что почти все продукты были просрочены...
Покупательский зуд
По мнению психологов, объявления о скидках и распродажах хорошо стимулируют "покупательский зуд". Разнообразные уловки - освещение, запахи, бесплатные дегустации - создают иллюзию доступности. Срабатывает инстинкт потребления. Так маленький ребенок тянется к яркой игрушке. В магазинах мы зачастую превращаемся в таких глупых детей, тем более, когда перед нами светится надпись: "Две упаковки по цене одной!".
"Хватательный импульс" имеет в своей основе и древний биологический инстинкт накопления. Покупатель лихорадочно сметает с полок нужное и ненужное. Инстинкт говорит: набрать как можно больше, пока не отобрали. Покупатель суетлив, у него лихорадочно блестят газа, а его тележка доверху завалена разной ерундой.
Комментарий специалиста
Комментирует Евгения Климанова, генеральный директор крупного маркетингового агентства:
- Скидка реальная. Магазин стремится уравнять цены с конкурентами. К примеру, объявляется скидка в 25% на всю продукцию. Это значит, что цены здесь были выше, чем у конкурентов, именно на этот процент.
Скидка "стратегическая". Когда сезон близится к концу и магазину необходимо завозить новую коллекцию, а старая еще не распродана. Поэтому выгоднее снизить цену в два раза, чем хранить устаревшую модель. Сезонная одежда распродается, а на новую коллекцию выставляется более высокая цена.
Сезонные распродажи. Я всегда сомневаюсь в 30%-х скидках, которые делаются на новую коллекцию, но не уценяется старая. Самые реальные скидки могут составлять 5-7%, все остальное вызывает подозрение.