88 годков исполнилось на днях бабке Марье из глухого села, что в Муромцевском районе. Старушка эта - непростая: она повитуха. Но нынче "родют" женщины исключительно в больнице и бабушка сильно горюет, что теряет квалификацию. Вспоминает старушка, что аж лет 20 назад в последний раз помогала роженице, когда была сильная распутица и "скорая помощь" не доехала до отдаленной деревеньки.
Зато до сих пор идут к ней потихоньку за советом и те, кому Бог детей не дал, и те, кто ждет появления на свет младенца. И каждый год в январе отмечает Марья свой "профессиональный праздник", который называется Бабьи каши. В этот день люди добрые приходят к женщине, которая исповедовала древнее и нужное "бабичье дело", вручают подарки, угощения, водку и блины. Повитуха бабушка Марья, в свою очередь, благословляет пришедших к ней на поклон деток, а также беременных женщин - будущих мам.
- Бабушка свивает - заворачивает новорожденного в пелены (пеленки), а сверху еще и перевязывет повивальником - это такая широкая тесьма, чтобы ручки и ножки ребеночка лежали спокойно, - объясняет Мария.
Тайны повитухи
Женщина строго-настрого запретила упоминать ее фамилию, зато охотно поделилась "бабичьими" секретами. Когда приближались роды, то, во избежание сглаза, домочадцев и соседей специально отвлекали, найдя им какую-либо работу.
Обычно в старину женщины рожали самостоятельно, но если роды были трудными, обязательно звали для оказания "пособия" бабушку. Таинство происходило в жарко натопленной бане. Считалось, что потение облегчает и ускоряет роды. К тому же, здесь была вода, которой омывались мать и дитя.
Если же "родины" были легкими, повитуху звали уже после их окончания. Старушка перевязывала ребенку пуповину и повивала его (пеленала).
Повивальная бабка знала всякие "рукодействия": чтобы "развязались" роды, расплетала женщине косы, опрыскивала "с уголька", разминала ей живот для "правления" плода. Развязывались все тесемки и узелочки на родильной рубахе, так как считалось, что всякий узел завязывает ребенку выход в мир.
Чтобы ребенок был в будущей жизни богат, повитуха клала его на тулуп, вывернутый наизнанку. В течение трех дней акушерка оставалась в доме роженицы - ухаживала за матерью и дитем. Когда старушка заканчивала свою работу, ее провожали с подарками.
Бабушка "с руками"
"Повитухе всегда оказывали почет да уважение, - говорит Вероника Москвина, доцент кафедры русской литературы ОмГПУ. - Как правило, повитухой была пожилая женщина, которую безоговорочно признавали в деревне, к тому же, родные дети акушерки должны были быть сами здоровыми. Такую женщину называли бабушкой "с руками" - ее руки творили чудо, принимая ребенка на свет. Во время наших фольклорных экспедиций мы объехали всю Омскую область, и я знаю, что в селах такие женщины до сих пор живут и здравствуют, хоть и находятся в весьма преклонном возрасте. Но старушки уже не "практикуют", так как беременные предпочитают рожать в больницах. Многие повивальные бабушки понемногу утрачивают свои знания. Однако в экстремальном случае, я думаю, повитухи помогут женщине благополучно разрешиться".
Приметы от Марьи-повитухи
Чтобы роды прошли благополучно, а ребенок родился здоровым, надо скрывать от посторонних тайну и не рассказывать о своей беременности до тех пор, пока окружающие сами не заметят.
Повстречать беременную - к удаче. Уход за будущей матерью излечивает помощницу от бесплодия. Если живот беременной женщины острый, то будет мальчик, если круглый - родится девочка. Если три первых месяца беременности легкие, то на свет появится парнишка, если тяжелые - девчушка. Беременная не должна шить, резать или латать, не то у ребенка будет родимое пятно. Нельзя перед родами стричь волосы. Если дитя родилось в "сорочке", то будет ему счастье. "Сорочку" надо беречь и носить в ладанке. Рожденный в новолуние будет жить долго и счастливо.