"В нашу группу потенциальные опекуны и усыновители приходят нечасто, детки-то уже большие, - рассказывает Клавдия Подопригора, воспитатель группы детского дома N 4. - Девяти-десятилеткам, если берут, часто говорят, что, дескать, потеряла я тебя когда-то, а теперь нашла..."
Дедушки нет
За время нашего визита никто из третьеклашек четвертого детдома не назвал меня папой, а фотокор "АиФ в Омске" так и "не стала" мамой. Ребята не смотрели на нас с какой-то особой надеждой. Их вера в то, что их кто-нибудь когда-нибудь усыновит или заберет в приемную семью, уже начала превращаться в сомнение.
"А вы знаете, ангел мне ночью сказал, что Дед Мороз ненастоящий, - заявил Игорек, самый смешливый и задорный мальчишка в группе. - Вы не верите в это, а я верю. А вы ведь тоже переодеваетесь в Деда Мороза?" Игоря дружно поддержали другие ребята. Еще в прошлом году все они писали письма в Углич, а в этом уже утверждают, что Дедушки нет. Валера вот видел, как бородатый курил, а Андрей углядел, как старик бороду снимал. Детям хватило этого, чтобы понять, что подарки дарят люди, а не сказочные существа.
Впрочем, если в существовании Деда сироты сомневаются, то наличие своих родителей никто из них пока не ставит под вопрос. "У меня папа на двух работах трудится сварщиком и конструктором, а мама ко мне приезжает, она в детском садике воспитателем работает, - с упоением рассказывает Сережа. - Почему я не дома? У меня дома на четвертом этаже бандиты были. Я очень хочу к своей любимой маме".
"И я очень хочу к папе и маме! Я их знаю", - в свою очередь, поделился Валера, который с самого рождения (!) воспитывался в детских домах. Вот ведь парадокс, дети ждут только своих родителей и не понимают, что при желании взрослых "своими" папой и мамой очень быстро могут стать абсолютно чужие люди.
Свой угол
Самое обидное, что в девять лет ребята не только начали сомневаться в словах взрослых, но и совершать Самые Великие Открытия. Свои собственные открытия. "Мама, мама (воспитателя Клавдию все дети называют мамой или Николаечкой)! Я Евразию собрал, а я его в шашки выиграл, а я зиму нарисовал", - кричали дети наперебой. И Игорь, и Валера, и Андреи (которых в группе аж три), и Женя - все пытались сообщить Николаечке, а заодно и мне, что они чего-то достигли. Вы бы видели глаза Игоря, когда он сам обыграл меня в шашки. Тот момент, когда он прошел в дамки, играя со взрослым дядей, мальчик, видимо, запомнит надолго. Андрюшка, который до этого умудрился проиграть, только горестно вздохнул... "Этим детям до боли хочется своего, - рассказывает "мама" ребят. - Свою сумку, свой мяч, свой шкаф и, самое главное, свое место, свой уголок. Уединение они ценят как ничто другое".
Почему-то считается, что детдомовец - это невоспитанный ребенок. В четвертом детском доме я этого не заметил. Да, дети кричали, шумели, но когда Дед Мороз "передал" им шоколадки, сначала предложили их мне, а уж потом стали разворачивать сами. "Вот Юрик пришел с улицы и очень матерился, - вздыхает Клавдия Подопригора. - Дебилами всех называл. А дети ему объяснили, что дебилы у нас не живут, что здесь все умные. Он быстро это усвоил".
Может быть, Юре, Валере, Андрею, Игорю не придется учить другие правила детского дома. Может быть, найдутся их родители, которые после долгих сомнений станут своими.