У современных детей теперь совсем другие игрушки - вместо привычных конструкоторов и кубиков малыши с удовольствием играют в игры на планшетах, телефонах и компьютерах. О том, к каким последствиям этом может привести, корреспонденту omsk.aif.ru рассказала Мария Мусина, психолог детского реабилитационного центра.
Когда нынешние мамы и папы были маленькие, то пульт от телевизора был технологической новинкой, на долю бабушек и дедушек достался волшебный ящик – телевизор массово появился в домах россиян лишь к 70-м годам, про прабабушек и говорить страшно. На чёрную тарелку репродуктора молились. Сегодняшнее поколение детей и подростков живет в таком же меняющемся мире. И уже им взрослые запрещают сидеть за компьютером или планшетом. С одной стороны, это сильно расслабляет: ребёнок сидит тихо, иногда только и слышится «Бэмс-бамс!». К другим игрушкам равнодушен, гулять не просится.
Мария Мусина |
«Ещё очень мало исследований, которые бы раскрыли тему влияния гаджетов на ребёнка, зато много мнений, я бы назвала их полярными, - рассказывает Мария Мусина, психолог детского реабилитационного центра, - одни мамы говорят «ну и пусть, хотя бы этим будет занят», другие – «все эти планшеты разрушают мозг!».
Реальные опасности
«Представьте, какой стремительный прогресс – моя мама, а ей 75 лет, едва научилась писать смс-ки, я компьютер использую, как пишущую машинку и иногда сижу в соцсетях, моя дочь пишет музыку на устройстве, а внук научился в два года играть на планшете, - говорит психолог. - Что же реально может стать проблемой для малыша – это его неподвижность».
«Страшно ещё отсутствие сенсорных стимулов, - продолжает Мария. – Развивающие игрушки на планшете не заменят тактильных ощущений. Пусть он рисует, шуршит, комкает бумагу. Проблема тут не в том, что он делает, а, скорее, в том, что не делает. Не играет, не фантразирует, не строит из кубиков гаражи или замки. Ещё страшнее гаджеты для речевого и эмоционального развития. Без общения он не заговорит и не засмеётся. Играя в нынешние виртуальные игры, ребёнок усваивает сомнительные эстетические образцы».
У каждого в семье, где растут мальчики, есть масса роботов или «человеков-пауков», девочки увлечены розовыми «пинками» или феечками.
«Ещё одна проблема – ребёнок сам не может сконцентрироваться, ему нужны мелькающие образы, яркие картинки», – констатирует психолог и утверждает, что все приёмы удержания внимания: громкие звуки, яркие краски и быстрая смена «картинки» только во зло.
Что делать?
Педагоги и психологи сформулировали советы для пап и мам. Во-первых, нужна мера во всём. Кстати, рекомендуется не подпускать к экранам планшетов и компьютеров детей младшего возраста вообще, а дошколят и первоклассников лишь на 50 минут. Потом нужно ставить ограничения. Во-вторых, следите за контентом. Он всегда разный, но не всегда качественный. В-третьих, сами пройдите все игры, что выбрал ваш ребёнок, и научите детей мыслить последовательно и фокусировать внимание. Танчики и покемоны не должны отвлекать ребёнка от других видов деятельности. И научите своё чадо мыслить критически. Погоня за уникальным селфи может стоить жизни.
Ещё страшнее гаджеты для речевого и эмоционального развития.
«Ко мне пришла одна мама, она была в полной растерянности – её сын увлёкся этой игрой, а когда она попросила мужа поговорить с мальчиком, то и он стал поклонником: ловли персонажей японских мультфильмов, - рассказываем Мария Мусина. – Что же ей посоветуешь? Да, с детьми нужно общаться и вникать в их жизнь, но и слишком глубоко не погружаться. Вы – старший, вы должны научить правилам общения и поведения, разделять их увлечения. Но не до такой степени».