Его называют учеником Дэвида Копперфильда, великим магом и чудодеем. Сам же он утверждает, что чудесами занимается только Дед Мороз, а с Копперфильдом он встречался всего один раз в жизни.
"Я не удивляю, - говорит Владимир Довейко, народный артист России. - Ну что удивительного в том, что человека распилили, сожгли или чем-то проткнули? Я задаю головоломку, которую человек хочет разгадать. Фокус - это такой добрый обман. И когда обман "сделан" хорошо, он вызывает восхищение".
Самого Дэвида Копперфильда нам живьем не увидеть никогда. Ни у одного провинциального города таких денег не хватит. Зато в омском цирке можно посмотреть на трюки и фокусы, которые делал знаменитый американец одесского происхождения, в исполнении Владимира Довейко.
- Я специально ездил в Штутгарт на его выступление, чтобы посмотреть, как это происходит. Потом мы встретились, поговорили, и выяснилось, что когда-то наши семьи общались. Они из Одессы, его папа говорит по-русски, мы - семья цирковых артистов. Дэвид рассказал, что в 1967 году, когда в Лос-Анджелесе были организованы гастроли советского цирка, он пришел на представление. Ему очень понравилась иллюзия Игоря Кио, а еще он запомнил акробатический трюк. В том трюке работали мой отец и я, тогда 16-летний мальчишка...
Пилить надо умеючи
- Вот, говорят, Довейко - ученик Копперфильда. Да, я учился у него мастерству, но только зрительно, со стороны!
- Вы используете его фокусы. А как же соблюдение авторских прав?
- Дело в том, что все эти трюки - исчезновение, распиливание, сжигание - давно придуманы, и совсем не Копперфильдом. Просто они по-разному интерпретируются и постоянно модернизируются. Именно потому, чтобы не повториться, мне надо было увидеть, как работает Дэвид. И я убрал со сцены главное действующее лицо - фокусника. Оставил править "Ее величество иллюзию". К тому же мои фокусы адаптированы непосредственно для работы в цирке.
- Когда появилась программа с разоблачением трюков, поговаривали, что иллюзионистов по всему миру теперь можно смело записывать в "безработные"...
- Я абсолютно уверен, что этот проект заказал сам Дэвид, чтобы ему не перебегали дорогу многочисленные мелкие конкуренты. В этой программе только старые трюки. Он их уже давно отработал и вряд ли понес большие потери после их разоблачения. А вот другим иллюзионистам он лет на шесть-семь жизнь "испортил".
- Можете назвать ваш любимый фокус в исполнении Копперфильда?
- Мне нравятся не сами трюки, а то, как Дэвид работает. Трюк - "самоигральная" вещь. Распиливают человека - и это само по себе вам интересно. Даже антуража не надо. Но только это уже не искусство, а тупой показ ящика. А чтобы было искусство, нужно уметь преподнести трюк. Красивых девушек распиливали и раньше. Что сделал Копперфильд? Он стал распиливать самого себя огромной пилой. Плюс свет, плюс дым, плюс его личное и актерское обаяние - вот вам и эффектное шоу! А сам принцип-то старый как мир!
Асисяй и русский балаган
- Можно ли превратить цирк в бизнес и вывести его в нашей стране на такой же уровень, как, например, "Цирк Дю Солей" или шоу Славы Полунина?
- Прокатчику можно, артисту нельзя. Знаете, какие для раскрутки деньги нужны!
- Так ведь и Полунин с чего-то начинал...
- Он начинал еще в Советском союзе с миниатюры "Асисяй". И больших денег не надо было. А потом вся эта система сломалась, и Асисяй давно уже за рубежом живет. И тот же "Цирк Дю Солей" платит Полунину за использование его реприз. Сейчас его клоунада усложнилась, она стала философской, и в России это пока плохо понимают.
- Что же для нас такого сложного в сегодняшней клоунаде?
- Мы привыкли, что цирк - это балаган, развлекаловка. А в "Дю Солей", между прочим, детей до двенадцати лет не пускают. Туда публика приходит в бриллиантах и мехах, как у нас в Большой театр. Как когда-то советский цирк изменил цирк мировой, так теперь "Дю Солей", взяв абсолютно все наши традиции, получая громадные дотации от государства и инвестиции от частных лиц, создал на этой основе то, что мы видим сегодня. А ведь большая часть артистов "Дю Солей" - наши соотечественники. В Европе за цирк зрители платят хорошие деньги и идут получать радость. А у нас чаще всего взрослые идут отбывать "срок наказания", пока эту радость получает ребенок. Мир изменился, и цирк - это уже не только балаган. Но в России ко всем новшествам относятся с осторожностью.
"Птицы-самоубийцы"
- Как вам кажется, каким людям противопоказано даже пытаться стать фокусниками?
- Тем, кто не является актером по сути, кто не любит людей, то есть зрителей. Ведь артист - человек публичный. Все политики наши - актеры. А Путин так просто актерище! Как он паузы держит, взгляды, ухмылки... Артисты - это люди, которые любят, чтобы на них смотрели.
- И вы в их числе...
- Сейчас мне это не очень интересно, я уже сорок два года на публике, цирковой артист в четвертом поколении. Много лет был акробатом, а потом со своим аттракционом "Русские качели" весь мир объездил. Нам в Монте-Карло даже прозвище дали - "русские самоубийцы". А вот китайцы окрестили более поэтично - "люди-птицы". Комплекс нарцисса у меня был в молодости, но уже давно прошел. Поэтому я даже иллюзию построил так, чтобы появляться только в самом конце.
- Можете научить наших читателей самому простому трюку, который реально сделать в домашних условиях и удивить друзей?
- Не-а! Пусть лучше займутся любовью. Вот это - самый большой и приятный трюк на свете!