С Комсомольского моста на высоком левом берегу Оми хорошо видно монументальное трехэтажное здание с восьмигранным серебристым куполом, которое можно принять за бывший дворец, особняк или торговый дом начала XX века. Но на самом деле оно строилось как элитная баня.
Сто лет назад развлечений в городе было немного - театр, ипподром, базары, рестораны, кабаки и бани. Последние строили известные купцы. Справочник "Весь Омск" за 1913 г. упоминает семь банных заведений, принадлежащих Алчедаевской, Варламову, Мариупольской, Манусовичу, Коробейникову и Колпакову. Последнюю баню знали многие поколения омичей. Построенная по проекту архитектора И. Г. Хворинова на ул. Банной, 1 (с 1958 г. ул. Косарева) около Иртыша, она служила горожанам более века до 2005 г. , пока её не снесли в связи с постройкой метромоста. До 1915 г. В Омске не было централизованного водопровода, и Колпаковская баня славилась мягкой иртышской водой в отличие от более жесткой из реки Омь. Однако, несмотря на это, самым комфортабельным помывочным заведением считалась баня В. В. Коробейникова.
Храм воды
Трёхэтажное кирпичное оштукатуренное здание бани выросло в 1910 г. в Новослободском форштадте на углу улиц Часовитинской (с 1937 г. ул. Пушкина) и Непроезжей, в 1958 г. переименованной в честь погибшего в бою с белочехами революционера Евдокима Пранова. Место Коробейников выбрал удачное и проверенное. Недаром его первая деревянная баня находилась рядом, на берегу Оми. К тому же, помыв тело, горожане могли очистить душу в близлежащей церкви св. Михаила Клопского на Галкинской площади. Сейчас на этом месте сквер и памятник Д. М. Карбышеву (1961 г. скульптор Е. Федоров).
Новая баня на высоком берегу Оми выглядела как дворец и доминировала над окружающими преимущественно деревянными постройками. При её возведении использовались новые строительные технологии - железобетонные перекрытия между этажами, которые раньше в Омске применялись только для подвалов.
Главный вход в здание расположен с правого края фасада по ул. Пушкина. Тяжёлый навес выносного крыльца опирается на мощные колонны и архитектурно выполнен наподобие древнерусских теремов. Конструктивно крыльцо похоже на паперть уже упомянутой церкви св. Михаила Клопского. Венчает здание над входом лепной аттик с датой постройки - "1910 год".
Памятник неизвестного архитектора
Оба фасада объединяет угловой срез с аттиковой стенкой, за которой возвышается вытянутый восьмигранный купол с чешуйчатым железным покрытием и остроконечным шпилем. Почти такой же "шлем" украшает угол бывшего торгового дома Овсянниковых и Ганшиных на Любинском проспекте (сейчас Медакадемия, ул. Ленина, 12), построенного несколькими годами раньше бани. "Французские" купола в начале XX века стали символом престижа богатых доходных домов и их хозяев.
На третьем этаже под куполом оживляет угловой фасад небольшой балкон с ажурной кованой решеткой, с которого открывался вид на Омь и Мокринский форштадт на левом берегу (современные улицы Щербанёва и Сенная).
Оконные проемы третьего этажа имеют полуциркулярное завершение, опирающееся на полукруглые колонки. Наиболее богато украшен карниз здания. Он интересен использованием декоративных мотивов европейских дворцов. Карниз подпирают восемь кариатид - женских фигур со струнным музыкальным инструментом в левой руке и вазой на голове. Карнизное пространство обильно представлено растительными гирляндами и женскими кудрявыми головками. По периметру с верхней части карниза смотрит 21 львиная маска с открытой пастью. Фигуры львов с античных времён использовались для организации фонтанов.
До настоящего времени автор этого своеобразного памятника провинциальной изобильной эклектики не известен. Внутри здания хорошо сохранилась только парадная лестница, украшенная растительным орнаментом.
Горячая вода и пар в парные подавались от собственной котельной во дворе. В первые годы холодная вода в баню поступала прямо из Оми, а с 1915 г. уже очищенная из городского водопровода. На верхнем этаже располагались самые комфортабельные номера с душем, парилками, комнаты для отдыха. Посетители могли получать весь комплекс банных услуг не хуже, чем в столице. Номера можно было заказать по телефону N 470.
Судьба главного банщика
Хозяин бани - купец второй гильдии В. В. Коробейников - был уважаемым человеком. Омичи избрали его гласным (депутатом) Городской думы. В советское время баню муниципализировали, она стала называться баней N 1 коммунтреста. Заведение действовало до 1960 г., пока не пришло в аварийное состояние. Затем баню перевели в неприметное здание, где она исправно работает до сих пор. В последние годы здесь размещались центр субсидий, пенсионный фонд, художественная галерея, а с недавнего времени - прокуратура Центрального округа. Жилой дом у Коробейникова тоже отобрали и превратили в коммуналку. О судьбе самого выдающегося банщика автору так ничего узнать и не удалось. Но построенные им здания до сих пор служат людям и украшают город.