Примерное время чтения: 4 минуты
90

Небезопасный рейс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Омске 12/12/2007

"Обстрел" камнями, бутылками и яйцами, хамство и пренебрежение лихачей на новомодных иномарках... С этим водители омских трамваев сталкиваются почти каждый день. Корреспондент "АиФ в Омске" решил на личном опыте узнать, какова она - профессия вагоновожатого?

На часах 4 часа. К раннему подъему Наталья, мой "инструктор" по вождению трамвая, привыкла. У меня же слипаются глаза. Добегаем вместе с ней до вахтового автобуса, который мчит нас в депо. Там пересаживаемся в холодный вагон. Сонливость моментально проходит.

- Вот педаль тормоза, эти кнопки - открывают и закрывают двери... Ничего сложного, - объясняет мне Наталья нюансы управления трамваем. В этой профессии она работает семь лет.

Экстремальные саперы

- Трамваи по-прежнему остаются популярным видом транспорта, невзирая ни на какой технический прогресс. Однако назвать безопасным язык не поворачивается, - говорит вагоновожатая.

И тут же Наталья жмет по тормозам. Незапланированная остановка. Впереди, прямо посреди рельсов, возвышается снежная гора: местные мальчишки постарались, натаскали снега - посмотреть, чем все закончится. Берем в руки лопаты и выходим из уже успевшего "согреться" вагона на морозный воздух. На раскапывание искусственных заносов у нас уходит минут десять. Пассажиры терпеливо ждут.

- Снежные заторы - это еще цветочки, - вздыхает Наталья, сбивая с лопаты наледь и усаживаясь за "штурвал". - Малолетние хулиганы ради любопытства "минируют" полотно: укладывают на рельсы болты, гайки, гвозди, опять-таки "посмотреть", во что железяки превратятся под давлением 18-тонного вагона. Но самое страшное - "обстрелы", которым мы подвергаемся в частном секторе. Проезжая участок в районе улиц Ремесленных, словно в комок сжимаюсь вся, жду, что вот-вот в окно прилетит "снаряд" - увесистый булыжник, арматурина... Бывает, что яйцом запульнут.

На всех милиции не хватит?

Молодежь использует трамвай как самый простой и доступный вид "развлечений". Наиболее безобидная "забава" - катание на сцепных приборах между вагонами. Подростки не только садятся на "борт" на больших перегонах, где трамваи набирают скорость, но подчас ухитряются на ходу откручивать высоковольтные кабели. После таких экстремальных поездок вагоны выходят из строя. Случалось, что подобные "аттракционы" заканчивались трагично и для ребятни. Благо, водители, как правило, успевают заметить озорников, свисающих с фаркопа, и сбрасывают скорость. Малышня бросается врассыпную.

Нередко трамваи возвращаются в депо с разбитыми стеклами. Иногда "попадает" и пассажирам. Поймать хулиганов не только Наталье, но сотрудникам милиции ни разу не удавалось. К правоохранительным органам вагоновожатые обращаются крайне редко.

- Давно назрела необходимость решить проблему нападения на трамваи, - говорит наша героиня. - Вопрос: как? Приставить к каждому вагону милиционера? Так это целую армию надо привлекать!

Лом, мазут и... улыбка

И вот снова остановка... Сугробов на рельсах не видно, да и вместо лопаты в наших руках, которые наспех прячешь в холщовых рукавицах, - металлические ломы. Для Натальи перевести стрелку рельсов - проще простого. В день она проделывает эту процедуру по 12 раз. Мне же "железка" поддаваться не хочет. "Ну, что там копошитесь? Опаздываем ведь!" - послышались возмущенные возгласы пассажиров.

- Бывает, переводишь стрелку, а народ выскакивает прямо на проезжую часть, - говорит Наталья. - У меня просто сердце останавливается от ужаса. Пассажиры рискуют жизнью, а получается, что и я рискую вместе с ними. Сделаешь замечание - услышишь грубость. Но бывает иначе. Люблю пассажиров, которые садятся на остановке, расположенной недалеко от храма. Они благодарят, с праздником могут поздравить, и сразу настроение улучшается.

В течение рабочего дня Наталья не раз чистит одежду, перепачканную мазутом. Однако от запаха нефтепродукта избавиться гораздо сложнее - он словно въедается в ткань.

- А знаете, почему водители трамвая - в основном представительницы слабого пола? Не потому, что зарплата низкая, - с улыбкой замечает она. - Здесь нужны такие качества, как терпение, внимательность, а еще умение в любой ситуации держать себя в руках и... улыбаться!

Удачный день для горожан складывается из мелочей, и даже из того, долго ли пришлось ждать трамвая на остановке, не сломался ли он на линии. Но если это и произошло, пусть водитель улыбнется вам, а вы - ему. И тогда день станет по-настоящему добрым...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах