Профессия вагоновожатого привлекала сотни молодых людей, и уж так повелось, что шли работать в депо девушки. Чуть ли не единственным водителем трамвая в городе в своё время оставался Евгений Фёдорович Лисин. Со своей супругой Валентиной Михайловной он познакомился, что называется, не покидая рабочего места. Много лет отработали водителями, потом наставниками, и сейчас они трудятся в отрасли. Об особенностях профессии узнавал корреспондент «АиФ в Омске».
Водитель трамвая ходил в форме
В Советском Союзе трамвай относился к коммунальному хозяйству и находился в ведении НКВД, а раз так, то полагалась форма. На петлицах располагались железнодорожные техзнаки – изображение скрещённого молотка и «французского» ключа. Форму, конечно, упразднили, но не так давно. По крайней мере на фото 80-х годов Евгений Лисин ещё запечетлён облачённым в неё.
Но женщины форму не особо любили женщины. «Хотелось наряжаться, - говорит его супруга, - у нас были такие красавицы!» Шиньонам некоторых могли позавидовать иностранные кинодивы. Сама Валентина Михайловна была скромницей, свою историю рассказывает кратко. В 17 лет приехала в Омск «поступать на телефонистку», на автовокзале (тогда он располагался у цирка) увидела снующие туда-сюда трамваи. Понравилось, пошла на курсы. Когда их окончила, оказалось, что права получить не может – несовершеннолетняя!
«Пошла работать кондуктором, - вспоминает Валентина Лисина, - а зима какая лютая! Минус 40-44 градуса, это был 1969 год».
Жми на педаль
Надо было научиться водить трамвай так, чтобы «не разбрасывать» пассажиров по салону. Это со стороны кажется просто: поехал, тормознул, остановился, поехал. И всегда нужно помнить о педали! В отличие от водителя автобуса, который жмёт на газ, водитель трамвая неотрывно жмёт на тормоз.
«Постоянно нужно держать ногу на педали! – рассказывает Валентина Лисина, ветеран труда, - Это сделано для безопасности. Вот стало плохо водителю, что-то с ним случилось, кто-то отвлёк, у него нога с педали сорвётся – и вагон просто встанет. Это единственное средство остановить многотонную махину. А ведь трамвай ещё и убаюкивает, это из-за ранней явки на работу. Мы вставали в четыре утра, чтобы к пяти быть в депо. Первый рейс едешь, в вагоне пассажиры дружно спят. Не дай Бог уснуть на рабочем месте!
Шёл трамвай десятый номер
«Уууу, а сколько народу ездило из Нефтяников на Левобережье! - говорит Евгений Фёдорович. - Мы работали в трамвайном депо № 2 и самый многолюдный был маршрут «десятки». Остановка у Телецентра была под виадуком, в час пик там было темно от того, что люди заполоняли всё пространство. Даже запускали двойные вагоны! Самым коротким был маршрут шестого номера. Возили от завода СК до кинотеатра «Кристалл», это был почти ведомственный трамвай.
625 ЧЕЛОВЕК РАБОТАЕТ В ОМСКОМ ТРАМВАЙНОМ ДЕПО.
С сожалением говорят супруги Лисины о сокращении трамвайных маршрутов, только трамвай связывает некоторые окраины города с центром и именно его ждут на остановках. С грустью вспоминают, что был и дежурный трамвай. Последний маршрут шел в 2.05 ночи! Сейчас пассажирский транспорт исчезает с улиц часов в девять.
Трамвай совсем не тихоход
«По городу трамвай едет со скоростью не больше 30 км/ч, - говорит ветеран, - но мы однажды разогнались до 75, хотя это было в качестве эксперимента. Когда за спиной сидят пассажиры, то ты затылком их чувствуешь. Даже настроение, с которым едут горожане, и то угадываешь».
Особого выбора в профессии у Евгения Лисина не было. Жил на углу у Советского исполкома, всё время под окном грохотали, смеётся он сейчас, как было не полюбить трамвай. В своё время даже стал «достопримечательностью», был единственным мужчиной среди водителей трамваев. Ездил на профессиональные конкурсы, где собирались лучшие из лучших в отрасли. Стал заслуженным работником транспорта Российской Федерации.
90 ТРАМВАЕВ ВЫХОДЯТ НА МАРШРУТ
День рождения у главы семейства 5 ноября, почти рядом с днём рождения трамвая. Так что этот праздник Лисины считают семейным.