Сейчас Валентине Михайловне и Ольге Богдановне по 59. 42 года из них они отдали трамваю, и ничуть об этом не жалеют. Женщины ещё помнят то время, когда в трамваях был деревянный пол, когда пассажиры знали их в лицо. Они любят повторять простую, в сущности, фразу: если можно было бы родиться заново, они всё равно выбрали бы романтику на рельсах. В том, что это романтика - докажут любому. В преддверии 75-летия с момента, когда по улицам Омска пошёл первый трамвай, - история о том, как обычный вид транспорта стал судьбой и помог найти любовь.
Трамвай и любовь
- Я сама деревенская, из Тарского района в Омск приехала, - начинает рассказывать Ольга Лисина. - Окончила училище, приехала в город на работу устраиваться. Да что-то всё не получалось до того момента, как подружка мне сказала: «Оля, пойдём трамвай водить!». А трамваи тогда старые были, с деревянными полами. Я думала, что поработаю здесь недолго и уйду. Многие раньше работали до первого ДТП. Потом боялись и уходили. Я тоже боялась поначалу: вдруг с рельсов слечу или под колёса кто-нибудь кинется? А потом влюбилась в трамвай на всю жизнь. Это женская профессия, и прекрасные дамы на полном серьёзе называют свою работу романтичной.
- Мы раньше работали до двух часов ночи, - продолжает Ольга Сясина. - Представляете, едете вы по центру, за окном темно, люди давно спят, снежок хлопьями в окно летит, колёса стучат… Красиво! Говорите, монотонная работа? Ничего подобного. У нас такое случается, что в кино ходить не надо. Часто приходилось в новогоднюю ночь работать. Люди с гармошкой едут, танцуют, трамвай ходуном ходит. Думаешь: «Господи, сейчас пол в вагоне проломят!».
А вот у Валентины Лисиной трамвай чётко ассоциируется со словом «судьба». В 1969 году она встретила здесь свою любовь. Евгений, как и она, работал водителем трамвая. 44 года назад они поженились. 44 года они вместе живут и работают. И у женщины даже не было ни одной мысли о том, чтобы уволиться из депо. А ещё Валентина Михайловна плакала, когда демонтировали рельсы по Нефтезаводской. Она 30 лет ездила по этому маршруту. Увы, сейчас ажиотажа на самый экологичный и безопасный вид транспорта нет.
Об авариях и «букашках»
Что касается ДТП, то трамваи хоть и ездят по рельсам, от аварий это их нисколько не защищает. Ольга Богдановна рассказывает, что её первая нештатная ситуация случилась на третий день работы. Она ехала по улице Маршала Жукова и уступила дорогу проезжающему автомобилю. А водитель жестами показывал: «Проезжай!». После обмена любезностями трамвай и машина решили в одну секунду тронуться навстречу друг другу.
- Приезжает милиция, спрашивает, какой у меня водительский стаж, - вспоминает Ольга Михайловна. - Я плачу, говорю, что три дня…
Впрочем, сейчас по улицам Омска ездить не менее опасно. Водители чересчур увлечены разговорами по сотовому телефону, а красный сигнал светофора для них не преграда.
- Не едут, а летят! - возмущается Ольга Богдановна. - Нас не видят. Неужели трамвай - букашка?
Энергичности и преданности профессии этих женщин можно только позавидовать. На работу они встают в три утра, но их это не смущает. Они с лёгкостью могут взять в руки отвёртку и починить неисправность любимого рабочего «коня». Они уже по десять лет на пенсии, но с работой расставаться не хотят. Они - настоящие женщины.