"Я могу назвать себя фельдмаршалом всего мира. Но если я не буду этому соответствовать, прозвище ко мне ни за что не приклеится", - считает композитор Александр Пантыкин.
"Фельдмаршал" к нему действительно не "приклеился". А вот "дедушка уральского рока" - очень даже. "Дедушка" - мой псевдоним, я сам его придумал, - уточняет Александр Пантыкин (проще - Сан Саныч, как его величали "уральские рокеры"). - Это был откровенный пиар-ход, который до сих пор мне помогает. Многие не знают, кто такой Пантыкин и что за музыку он пишет. Но про дедушку уральского рока знают все".
Собственносочиненному бренду Пантыкина исполнилось двадцать лет. Тут уже, наверное, в прадедушки пора. Да вот только от рокеров Сан Саныч давно отмежевался. Рокерскую славу он променял на тихую жизнь композитора. Но работы у него... На несколько человек хватило бы! Пантыкин, естественно, все делает сам. Музыка к телесериалам "Хиромант", "Участок", "Зал ожидания", к фильмам "Все будет хорошо", "Тартарен из Тараскона", десяткам спектаклей в самых разных городах России - все это его рук дело. На днях еще одна его премьера состоялась в Омске. Музыка для балета "Апофеоз", новой постановки Музыкального театра, была написана Александром Пантыкиным.
Музыка из стона
- Впервые в жизни работа над балетом с моей музыкой происходила без меня. С хореографом-постановщиком Юрием Пузаковым я работал в Москве. Он объяснил замысел, привез видеозапись. Тема балета - судьба адмирала Александра Колчака. Сначала мне показалось, что передать музыкальными средствами такую сложную гамму эмоций, связанных с этой личностью, просто невозможно. Я приехал в Омск на премьеру и был приятно удивлен. В какой-то момент даже ком к горлу подступил. В балете слились самые разные музыкальные направления. В итоге получился современный спектакль, современный образ.
- Можем ли мы оценивать фигуру Александра Колчака с позиции "плохо" или "хорошо"?
- Неоднозначное и противоречивое время родило такой же неоднозначный и противоречивый характер. Мы мало знаем об этом человеке. И я сам долго находился в некотором заблуждении. Пока не начал работать над балетом, изучать документы. Никто не может говорить об исторических фактах: "Это было плохо" или "Это было хорошо". Потому что зачастую мы толком ничего об этом не знаем. Мы можем лишь задуматься. А импульс к таким размышлениям должен давать именно театр.
- Музыкальных средств хватило для того, чтобы передать все, что было задумано?
- Когда работали над образом Колчака в тюрьме, стало понятно, что музыки на самом деле недостаточно. И мы решили сделать шумовой эффект: человек в последние минуты жизни допевает на хрипе свой любимый романс. Только стон, шепот, звук падающих капель могли выразить такое состояние. Музыка, рожденная из стона, не может не трогать. Тут-то и наворачивается слеза.
"Написал и забыл"
- Александр Пантыкин - критично настроенный к себе композитор?
- Те сигналы, которые приходят в мою голову в виде каких-то музыкальных значков, мелодий, тем все равно "выдумываются" где-то выше. А дальше - вопрос профессионализма, и здесь я очень критичен. Мало ли что мне нравится моя собственная музыка! Но если это длинно, долго и нудно, все уснут, и ждать другого результата бессмысленно. Я замысел вынашиваю до тех пор, пока мне не станет совершенно ясно, о чем я пишу.
- У вас колоссальный объем работы. Нет ли опасности "самоплагиата"?
- Надо уметь забывать свою музыку. Это одно из главных свойств композитора. Меня часто просят воспроизвести какие-то произведения, которые кому-то понравились. А я не могу. Потому что не помню. Сегодня написал - завтра забыл. Я это чувство в себе специально культивировал.
- А музыкальный стиль Александра Пантыкина - он какой?
- Очень русский стиль. Музыка тоскливая, иногда зовущая поплакать, трогательная. В ней нет ничего мудреного, чересчур новаторского. Но моя музыка красивая. Если в музыке нет красоты, это уже не музыка.
Хорошо, что непопулярный
- Вы ведь физик по образованию? Как "физик" с "лириком" ужился?
-Шесть лет учебы на физико-техническом факультете я потерянными не считаю. Они развили во мне внутреннюю дисциплину, без которой я ничего бы не добился в музыкальной карьере.
- Сегодня вам важно, чтобы о вас постоянно говорили, или эти амбиции в прошлом?
- Отсутствие реакции на творчество для художника равносильно смерти. В Екатеринбурге, где я родился и работал много лет, я был очень популярным человеком. Но публичная жизнь требует времени, сил. В общем, когда популярность начала мешать творчеству, я уехал в Москву. Там таких, как я, много, пристального внимания нет. Честно говоря, я даже рад сейчас, что композитор Пантыкин не такой уж и популярный.
- Ну а молодым рок-музыкантам вы помогаете, как раньше?
- Таланты не перевелись, но они попали в сложное время. Вот мы говорим о шоу-бизнесе. А его в нашей стране просто не существует. Шоу-бизнес основывается на беспрекословном соблюдении закона об авторских правах, а в России этот закон совершенно не работает. От продажи дисков музыканты получают копейки. Чтобы жить, они вынуждены колесить по городам с концертами. Это неправильно. Во всем, что касается шоу-бизнеса, Россия - глубоко бандитская страна, в которой люди разбираются не по закону, а по понятиям. Пока это существует, настоящим талантам пробиться сложно.