Если оснащать омские школы комплектами современного оборудования для кабинетов физики и химии нынешними темпами, то на это уйдет 40 лет. Будут ли увеличены объемы поставок? На этот и другие вопросы отвечает Сергей Алексеев, первый заместитель министра образования Омской области.
- Специализированное оборудование в школах не обновлялось десятилетиями, - рассказал первый заместитель министра. - Сегодня учить физике и химии мы вынуждены в основном на старом оборудовании. На мой взгляд, честь нужно отдать директорам, учителям и лаборантам школ, которые его сохранили.
Первым делом... автобусы
- Сергей Григорьевич, можно ли как-то в кратчайшие сроки обеспечить школы столь необходимым оборудованием?
- Существует несколько вариантов решения проблемы оснащения школ оборудованием. Во-первых, можно не поставлять оборудование вообще, как это было многие десятилетия и особенно ярко выражалось в девяностые годы, когда никакого внимания к образованию со стороны государства не было. Во-вторых, можно взяться за эту работу. Что и было сделано у нас в области несколько лет назад - мы ежегодно выделяем около 20 миллионов рублей из областного бюджета на приобретение оборудования. А в прошлом году в этой сфере началась и реализация национального проекта. Существует и третий вариант - оснастить сразу всех. Но если реально мыслить, то этот вариант невозможен.
- Почему невозможен? Неужели на детей не хватает денег?
- В России - сотни тысяч школ, в одной Омской области - больше одной тысячи двухсот. Только региональный бюджет ежегодно выделяет на школы сотни миллионов рублей. Но ведь помимо нехватки учебного оборудования есть и другие проблемы. Это многочисленные вопросы, касающиеся условий обучения, например, ремонт крыш, электропроводки. Если суммировать все, то становится ясно, что оборудовать школы всем и сразу не получится.
- Но можно ли прогнозировать увеличение темпов и объемов поставок?
- За всю Россию сказать не могу, только за регион. Сейчас мы распределили 27 комплектов для кабинетов физики - это долг федерации за прошлый год - и ожидаем поступление оборудования для кабинетов химии, физики, географии, биологии за этот год. В общей сложности получим около 100 комплектов. Около 19 миллионов рублей на те же цели выделил региональный бюджет. Говорить, насколько увеличился объем, пока сложно - есть еще и другие проблемы. В прошлом году, например, куда более важно было поставить в сельские школы автобусы.
Сельчанам достанется больше
- А кому больше "перепадет" оборудования, сельским или городским школам?
- Преимущество отдается сельской школе. На сегодняшний день сельская школа в отличие от городской не имеет возможности использовать в решении данных вопросов спонсорские средства. Сейчас городские школы более или менее обеспечены специализированным оборудованием.
- Многие директора школ говорят, что в последнее время спонсоры и шефы отказываются выделять деньги только потому, что на оформление документов через казначейство требуется полтора месяца!
- Мы в курсе этой ситуации, но изменить механизм и схему казначейского финансирования просто не в силах - это предмет не нашей компетенции. Однако замечу, что весь мир как-то живет с этой системой, отработаны какие-то механизмы и схемы. Кстати, говоря о спонсорской помощи, возникает вопрос целевого использования средств. В некоторых школах может не быть специализированного оборудования, но зато сделан евроремонт в кабинете директора. Так что вопрос не только в том, что спонсорские деньги долго "идут", но и в том, куда они идут.