Историческая часть города вся изрыта подземными ходами. Большинство из них сообщается между собой таким образом, что, войдя в бывший магазин Шаниной на Любинском проспекте, можно, поплутав по тоннелям, легко "выныр-нуть" где-нибудь в районе Омки...
Один из самых таинственных омских мифов год за годом обрастает новыми версиями и догадками. Рассказывают даже, что некоторые ходы были такие широкие, что по ним могла проехать повозка, запряженная тройкой лошадей. Начинают ремонтировать какое-нибудь здание в историческом центре, натыкаются на старинную кирпичную кладку, которой замурован арочный вход, и тут же сыплют предположения.
Камера пыток или кладовая?
Здание гауптвахты, ныне облвоенкомата, здание нынешнего областного УВД, Органный зал, музей ИЗО им. Врубеля, университет путей сообщения - тайными тоннелями и подвалами может похвастаться не одно здание в городе. Несколько лет назад в литературном музее им. Достоевского вскрывали полы и под одним из залов обнаружили комнату. Она была полностью завалена строительным мусором, песком, стружкой. Когда помещение расчистили, то увидели арку, заложенную кирпичом.
- Судя по внешнему виду кирпича, арка была построена раньше, чем сам дом, таким образом, комната относится к 18 веку, - рассказала Юлия Зародова, заместитель директора по научной работе литературного музея им. Достоевского. - Кладку разобрать было невозможно, настолько она оказалась крепкой. Поэтому специалисты, просчитав возможную траекторию тоннеля, попытались "подойти" к ходу с другой стороны. У них была версия, что ход мог вести к Иртышу, чтобы в случае угрозы люди могли спастись по воде. Но поскольку следов хода так и не нашли, решили, что эта арка была входом в комнату с улицы, а сама комната - обычной кладовой, а вовсе не пыточной камерой, как считали многие.
Искали ход, нашли водопровод
- Были ли на территории старого Омска реальные подземные ходы - вопрос из вопросов. Да и что понимать под выражением "подземное сооружение" - тоже точно неизвестно, - говорит Игорь Скандаков, историк, директор Омского музея просвещения. - За подземные ходы часто принимаются подземные коммуникации. Раскапывая фундамент Успенского собора, мы обнаружили в нем выдолбленное отверстие, заложенное кирпичом, и траншею, ведущую к бывшему архиерейскому дому (на его месте сегодня стоит здание областного УВД). Все, думаем, подземный ход нашли, тоннель от собора к дому архиерея. Но когда отверстие было расчищено, оказалось, что оно такое узкое, что человек в него никак не сможет пролезть. А найденная тут же металлическая труба окончательно спустила нас с небес на землю: это был не подземный тоннель, а водопровод, построенный еще в 1915 году.
Миф о тоннеле к храму был такой устойчивый и так взбудоражил сознание, что даже специалисты "попались".
Большое количество ответвлений в сторону Оми было обнаружено при реставрации Органного зала. Весь Любинский проспект представляет собой не что иное, как систему подвалов с многочисленными ответвлениями, которые сообщаются друг с другом.
Техника уничтожает тайны
Когда неподалеку от памятника Достоевскому, на месте военного собора, копали яму для того, чтобы установить деревянный крест, земля обвалилась. Непонятно почему яму бросили и работу заканчивать не стали. Местные мальчишки быстро облюбовали "таинственное место" для игр. Омские краеведы решили изучить территорию и нашли в углублении окованную железом дверь. Однако, чтобы не допустить несчастного случая, через некоторое время рабочие все же присыпали яму и крест был установлен, как и планировалось с самого начала. Но секреты, которые хранит земля под ним, так и остались секретами.
- На этом месте стоял военный собор, первое каменное сооружение в городе, - пояснил Игорь Скандаков. - Части его фундамента скорее всего сохранились. И если бы мы начали копать, то, возможно, получили бы еще один памятник, в котором вполне могли существовать подземные ходы. Если в городе и были земляные или деревянные тоннели, то они наверняка уже засыпались. А вот ходы, обложенные кирпичом, по фрагментам можно было бы восстановить. Но только в том случае, если бы раскопки велись вручную. Ведь именно поэтому Успенский собор и открыл нам столько интересных фактов. Как правило, при строительстве или реконструкции для проведения работ устанавливаются жесткие сроки и в дело идет тяжелая техника, уничтожая тайны.
Сегодня самые активные "познаватели" истории старого Омска - это строители. Они могут рассказывать о кладах, о целых строительных бригадах, затерявшихся когда-то в дебрях омских подземелий. Если мифа нет, его нужно придумать. А если его развенчали, вновь усомниться. По-другому неинтересно.
Так что тайные тоннели существуют. Они спрятаны где-то под омской землей. Просто мы о них ничего не знаем. Пока.