"Не люблю, когда люди кино уходят в сериальное производство и говорят: "Мы должны зарабатывать деньги". Тогда уж давайте сразу Гоголя заменим на Маринину, Лермонтова - на Донцову. Если коммерчески проект не выигрышный, зачем портить классику?", - считает Виктор Ставицкий, киновед, доцент кафедры режиссуры факультета культуры и искусства ОмГУ.
То, что самые рейтинговые часы каналы отдают сериалам, очень похоже на целенаправленную политику. Насквозь прозомбированный зритель становится мягким и податливым, без сопротивления отдавая все свое свободное время телевизионному "мылу".
Гамбургер сытнее и проще
- Политика каналов проста: зритель для них - мешок с деньгами и ничего больше. В кино всегда уважают человека, входят в его историю, судьбу, душу, пытаются понять. А в сериалах все обрывается, продолжается, повторяется. Зритель тешит себя иллюзией, что он переключит канал и выберет что-нибудь другое. А выбора-то у него мало. Играл один актер несколько серий, потом его персонажа стал играть кто-то другой. Вот только продукт, который мы видим в итоге, к великому слову "кино" не имеет никакого отношения. Темы берутся серьезные, а расшифровываются банально. Через сто с лишним лет с момента изобретения кинематографа мы вновь возвращаемся к тому, что было. Тогда - аттракцион и сейчас - аттракцион. - Но ведь и кинотеатры не дают зрителю выбор, о котором вы говорите?
- Нет, не дают. Прокатчики, закупающие фильмы, решают за меня, что мне смотреть, а что нет. Так, вряд ли попадет на омские экраны, например, "Изгнание" Андрея Звягинцева, которое в Каннах было названо шедевром мирового киноискусства. Зато через некоторое время тот же Звягинцев наверняка появится в каком-нибудь крошечном киоске, где торгуют пиратскими дисками. Парадокс: законными методами естественное право выбора людям дать нельзя. Зато в любом подземном переходе можно дешево и сердито купить и старые ленты о войне, и арт-хаус, и даже картины с Чарли Чаплином.
- Вы считаете, если дать сегодня зрителю этот выбор, он сможет его сделать правильно?
- Уже нет. Я в этом плане пессимист. Нынче хорошей пище народ охотнее предпочтет гамбургер.
"Живые" люди забыты
- Вопрос не в "хорошем" и "плохом" продукте, а в том, что везде, в каждом кинотеатре одно и то же: "Лучший фильм Голливуда". И следом в прокат выходит другая новинка: "Самый лучший фильм Голливуда". Каждый день - только "лучшие" и "самые лучшие": "Трансформеры", "Симпсоны"... Забыты живые, настоящие люди. Везде банки, компьютеры, офисы, бандиты, дорогие машины. Человека это только отторгает от кино. А ведь потребность в качественном зрелище есть.
- Сколько кинотеатров потерял Омск с советских времен?
- Давайте считать: "Октябрь", "Мир", "Луч", "Родина", "Кристалл", "Пионер", "Спутник", "имени 22 декабря", "Художественный"... Сейчас их почти в три раза меньше, чем было. Потихонечку главное из искусств выживается. Кинотеатр - это не просто продажа продукта зрителю с довеском из попкорна и пива. А на деле оказывается, что единственная цель - деньги. Не кино, а "киношка". И забывается, что основной зритель в России - молодежь, которой нужны достойные примеры.
- Можно ли рассчитывать на то, что российские режиссеры, которые сегодня на хорошем счету, станут "классиками" и их имена будут называть с таким же уважением, как Эйзенштейна, Тарковского?
- Думаю, нет. Есть старое, замшелое понятие: "традиция". Надо оглядываться назад. Не для того, чтобы проверить память "ну-ка, кто там у нас был?", а чтобы отточить собственный вкус, взять лучшее из того, что наработано многолетним опытом предшественников.
Спецэффект не заменит сопереживания
- Может ли вытеснить телевизионный формат кино?
- Кино вытеснить или заменить нельзя. Даже у нас в Омске есть люди, которые могут в будущем стать хорошими кинематографистами. Индивидуальности встречаются, и они, к счастью, еще способны куда-то пробиться силами своего таланта. Есть у нас в городе две личности - братья Иван и Владимир Головневы. Они сделали документальный фильм-наблюдение "Маленькая Катерина". Четыре года снимали в глухом северном местечке, где живет только одна семья... Наблюдали через кинокамеру за тем, как маленькая девочка зажигает спичку, как смотрит на оленей, как ест, как несет дрова, то есть как растет человек. А потом в один прекрасный день прилетает вертолет и забирает ее в школу, в совершенно другую жизнь... С этой работой они объездили не один международный фестиваль...
- Будет ли востребован фильм городом, в котором зрителя лишают "права выбора"?
- Такие вещи востребованы везде, в любой точке мира. В Европе российские документалисты вообще на первых позициях. Они показывают жизнь в ее естественном течении. Никакие супер-камеры и спецэффекты не способны добиться такого результата, когда зритель смотрит и сопереживает. И даже наша история про какую-то маленькую северную деревушку, про каких-то чужих людей кажется европейцам близкой и понятной...
- Нужен ли стране сегодня День кино?
- День российского кино - хороший праздник, может, один из главных. И даже несмотря на свой пессимизм, я убежден, что российское кино свои позиции не сдаст. Пока наши ребята будут смотреть такие фильмы, как "Штрафбат", "В июне 41-го", стране Сталлоне и Шварценеггера нас не победить.