Впервые на национальном кинофестивале «Движение» в конкурсной программе представлен фильм режиссёра родом из Омска. Корреспондент «АиФ в Омске» встретился с Борисом Гуцем перед показом его первой полнометражной картины «Арбузные корки».
Главное – идея
Виктор Старцев «АиФ в Омске»: Борис, вашу картину «Арбузные корки» впервые показали зрителям на «Движении». Удивительное дело, но на омском фестивале работы наших же режиссёров представлены впервые спустя четыре года после появления фестиваля. В программу «Движения» на самом деле сложно попасть или просто в Омске невозможно снять хорошее кино?
Борис Гуц |
Борис Гуц: За первыми тремя фестивалями я наблюдал издалека, из Москвы, и тогда мне всё это казалось немного сыроватым. Теперь же «Движение» превратилось в настоящее явление в российской киноиндустрии. Сложно ли сюда попасть? Судя по всему, да. Нас на фестиваль пригласили, чего я, честно говоря, не ожидал. Если учитывать то, что на фестиваль прислали 200 заявок, а из них выбрали только одну, я не знаю какую, а потом добирали картины собственными усилиями, – то да, сюда попасть сложно. Я рад, что удалось оказаться на омском фестивале именно в этом году. Это всё-таки фестиваль дебютов, и следующие мои работы сюда уже явно не попадут. Видимо, это судьба – попасть с первым фильмом в город, где я родился.
В Омске я начинал с мультфильмов, разного видео-арта, работал на телевидении. Кино я пробовал здесь снимать, и не раз. Мне показалось это сложным по той простой причине, что здесь нет киноиндустрии. Киноиндустрия – это люди и техника. Люди в первую очередь должны быть опытными. Конечно, они могут быть талантливыми и способными, но эти способные, талантливые люди, снимая кино, делают ошибки, на них же учатся. А у меня нет желания снимать «ошибочное» кино – я не для этого учился в Москве и получал образование, во время которого, кстати говоря, и совершал свои ошибки. Поэтому в столице намного проще, именно там сконцентрированы образованные, проверенные другими проектами и фильмами профессионалы - от операторов и актёров до людей, умеющих наложить такой грим, который будет адекватно смотреться именно в кадре, а не на подиуме. Кино – коллективный труд, это и техники, и рабочие, и ассистенты… В Омске таких людей практически нет. Да, здесь есть прекрасные театральные актёры, но опыт работы в кино у них минимален.
- Провинциальным кинорежиссёрам ничего не остаётся, кроме как уезжать в большие города?
- Здесь нужно исходить из задач и собственных возможностей. Если бы я хотел снять нового «Бэтмена» или «Супермена», то мне нужно было бы переезжать из Омска не в Москву, а в Голливуд, потому что снимать такие фильмы в России нет смысла. Ну нет здесь никого, кто смог бы переплюнуть фильм Кристофера Нолана. Ну нет в России этих сотен людей, которые написаны в титрах любого голливудского блокбастера. Раз нет возможности (а отсюда и желания), я буду снимать в России авторское независимое кино. Нужно ставить перед собой реальные цели. В Омске можно снять прекрасное документальное кино – для этого не нужны актёры, а лишь идея, подходящие истории и герои. Если говорить об остальных жанрах, то тут уже каждый должен решать для себя сам. Я не смог в своё время найти возможность продолжать работать и снимать кино в Омске, поэтому уехал за своей мечтой в Москву, где создавать фильмы проще, чем здесь.
- При помощи подобных кинофестивалей молодой режиссёр может стать известным, получить, что называется, путёвку в жизнь?
- Это большой шанс для молодых режиссёров, но не гарантия того, что после фестиваля они, как баллистическая ракета, устремятся в заоблачные дали. Фестиваль закончится, и приходится работать дальше – нужно постоянно придумывать новые сценарии, снимать, договариваться, искать бюджет… Кроме того, фестиваль – это хорошая возможность просто показать людям свой фильм. Но многие фильмы «Движения» показаны здесь в первый и последний раз - не потому, что Омск от Москвы далеко, просто такая сейчас ситуация с авторским кино.
Котики и сериалы
- То, что сейчас снимают молодые режиссёры, темы, которые они поднимают, вы понимаете?
- Если говорить именно об авторских работах, то мне кажется, что многие мои молодые коллеги начинают снимать кино очень рано, когда им не то чтобы нечего сказать, а просто не хватает жизненного опыта. Я не зря пришёл в кинематограф в 35, а не в 25 лет. С 25 до 30 лет я набивал шишки во всех смыслах – путешествовал по стране, общался с людьми, работал журналистом, ездил на нефтяные вышки, жил в разных социальных условиях. Всё это формирует человека как автора. Можно и в 20 лет знать, что сказать людям, но умение всё это переварить и выдать в небанальной форме приходит с возрастом. Я не могу назвать себя мудрым человеком, делающим глубокие вещи, но, по крайней мере, именно сейчас чувствую в себе силы снимать полнометражные картины и говорить с людьми именно таким образом. Это большая ответственность – пригласить зрителя на фильм, отвлечь его от жизни, ужина, хоккея, секса с любимой девушкой и сказать: «Смотри, вот полтора часа из моей головы!». За это могут и побить. Поэтому нужно внятно выражать свои мысли, а для этого нужно немного пожить, а не сидеть в Интернете и «лайкать» фотографии котиков. Режиссёр – это глаза фильма. Человек наблюдает за этой жизнью, переваривает и выдаёт свои мысли на экран. Если он целыми днями смотрит сериалы по телевизору, то на выходе и получится что-то похожее на сериалы. Или на фильмы про котиков.
- Так если государство начинающих кинорежиссёров не спонсирует, то и будут получаться фильмы про котиков…
- Я думаю, в госструктурах ещё есть люди, которые хотят и пытаются что-то делать. Но я пока не вижу какой-то чёткой выстроенной системы по поддержке российского кино. Есть такие фестивали, как «Движение», которые поддерживает не только региональный, но и федеральный минкульт. Есть молодёжный центр Союза кинематографистов, который тоже что-то делает. Но это не всегда работает. Например, когда на питчинг (презентация проекта, с целью нахождения инвесторов – Ред.) Молодёжного центра отбирают много работ со всей России, а потом за первое место на полный метр дают главным призом условные 50 или 100 тыс. руб., любой молодой кинематографист понимает, что за такие деньги полнометражный фильм никогда не снять. Это нельзя назвать полноценной поддержкой государства. Есть официальная поддержка дебютов, но за последние два-три года дебютные фильмы, снятые за счёт государственных денег, по пальцам пересчитать.
С другой стороны, непонятно, нужно ли вообще государству поддерживать молодое кино? Одни скажут, что его надо поддерживать, другие завопят - зачем нам нужна эта чернуха, куда идут наши налоги? Но это не повод ругать государство, самое последнее дело – сидеть и говорить, какие власти плохие, и, мол, пока они не дадут мне денег, я ничего не буду снимать. Никто никому ничего не должен и не обязан в этом мире уже давно. Если ты действительно хочешь снимать, то будешь снимать. Если нет десяти миллионов на фильм – снимешь фильм за миллион, перепишешь сценарий так, чтобы уложиться в эту сумму. Если у тебя нет миллиона, и ты живёшь в Омске, можно взять кредит на 100 тыс. руб., написать сценарий, где хватит двух актёров в чистом поле. Там не нужно будет ничего, кроме камеры. Если нет денег на звук и звукооператора, можно сделать, как Люк Бессон в своём первом фильме «Последняя битва», где все герои после всемирной катастрофы немые. У него не было денег на звук, и он придумал такой сценарий. Так что нужно выкручиваться, ставить перед собой не фантастические, а реальные цели. Кто говорил, что будет легко?