Пара гималайских мишек прожила более десяти лет на подворье селянина в Любинском районе. Косолапые успели стать местной достопримечательностью - поглазеть на хищников сюда приезжали изо всех окрестных деревень.
Гималайские гости на лесном хуторе в Любинском районе появились по-разному. Филю, названного в честь звезды российской эстрады, в 90-х годах списал московский цирк как не поддающегося дрессировке. Его привез на своей машине друг семьи Корневых, приютившей косолапых. Маша (Распутина) появилась на хуторе спустя два года. Ее нашли на трассе, ведущей в Черлак. Гималайская пара вызвала в округе ажиотаж. Повалил народ на экскурсии, как в зоопарк. Каждый норовил погладить мишек, сфотографироваться в их компании, пока дебошир Филя слегка не покусал пару человек.
Филя любил пиво
- Медведь - это самый опасный и непредсказуемый зверь, которого знает человек, - говорит Юрий Корнев, охотовед. - В тайге он никогда на тебя не кинется, если, конечно, ты его не спровоцируешь. В неволе же зверь никого не боится и, почувствовав, что вокруг него что-то затевается, в один миг может нарушить анатомию человеческого тела.
Впрочем, даже после нескольких случаев агрессии со стороны Фили жаждущих поглазеть на косолапых не убавилось. А вот желание познакомиться с ними поближе у многих отпало. Просто приносили угощения и издалека наблюдали за трапезой животных.
- Самца научили пиво пить, - вспоминает Елена, супруга Юрия Корнева. - Он, бывало, как увидит бутылку, хоть с водой, хоть с молоком, бросает все, откручивает крышку и пьет. Машка пыталась напроситься на угощение, ласково урчала, но одного рыка самца было достаточно, и она спешила укрыться в берлоге.
Неуемный аппетит косолапых не раз приводил к тому, что Корневы не досчитывались нескольких пятачков в своем поросячьем стаде, свободно гуляющем по хутору. Резкий рывок мощной лапы из-за решетки клетки - и животные не успевали даже взвизгнуть.
- Особого ухода за собой Филя и Маша не требовали, - говорит Елена. - Намного сложнее было уследить за соседскими ребятишками. Они так и норовили подбежать к вольеру, заглянуть туда, сунуть руку. Но, слава богу, обходилось без трагических происшествий.
Приют для косолапых
Маша и Филя были не единственными косолапыми, нашедшими приют на подворье Корневых. Однажды к ним привезли бурого медвежонка. Браконьеры подстрелили медведицу, и малыш был обречен. Первую ночь Мишутка ночевал в доме и сразу проявил все "прелести" дикого характера - ободрал мебель, пожевал обувь. На следующий же день его переселили в клетку.
- Постепенно он так привык к нашей семье, что свободно разгуливал по округе, - рассказывает Елена. - С сыном Димой, которому тогда было двенадцать лет, любил бороться. На лужайке обхватят друг друга и рычат. Не поймешь, где ребенок, а где медвежонок. А то и в прятки примутся играть.
Бурый любил шалить: заберется на березу повыше и ждет, когда позовут и угостят чем-нибудь вкусненьким. Любил ягодничать. Усиживался на поляне и срывал по одной ягодке - лакомился. Даже когда полную горсть земляники ему набирали, то вытягивал губы и брал с ладони по одной. Так и радовал Мишутка все семейство, пока не отравили злые люди.
...Сегодня медвежьего рыка на лесном хуторе в Любинском районе не слышно. Одна из омских природоохранных организаций посчитала, что зверям здесь не место, и увезла в город.
- За незаконное содержание животных в неволе нам грозил внушительный штраф, - говорит Елена Корнева. - Необходимо было собрать множество документов и справок, а это очень хлопотно и затратно. Пришлось уступить.
Не так давно бывшие хозяева навестили своих мишек, которые теперь обитают в охотничьем привозе в городке Нефтяников. Косолапые, услышав родные голоса, тут же заметались по вольеру. Скучают. Тоскуют по своим питомцам и Корневы...