Примерное время чтения: 3 минуты
66

Ажур, тужур, амур...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Омске 11/07/2007

Два реставратора музея им. Врубеля восстанавливают кружево конца XIX, которое, возможно, украшало наряды супруги Николая II Александры Федоровны.

Такого мягкого, в буквальном смысле слова "ювелирного" кружева, какое делали один-два века назад, сегодня не изготовит ни один мастер. Слишком искусными были тогдашние умельцы, слишком капризными были заказчицы.

Отдел реставрации ткани омского музея изобразительных искусств состоит всего лишь из двух человек - художников-реставраторов по текстилю Елены Галенбиковой и Виктории Шайхиевой. И именно они на протяжении последних четырех лет возвращают к жизни батик, обивку старинной мебели, кружево - словом, все "текстильные экспонаты", хранящиеся в музейных фондах.

- Наше главное "оружие" - это иголка и нитка. Если нужно восстановить большое повреждение, мы используем тонкую газовую ткань, с помощью которой подклеиваем утерянные части, - посвящает в детали кропотливой работы Елена Галенбикова. - Вот так и работаем: в кружевной сеточке подводим ячейку к ячейке, потом соединяем шелковыми нитями, которые тоньше, чем само кружево. А вот эти инструменты мы позаимствовали у зубных врачей (тут же на столе разложены всякие металлические палочки, "козьи ножки" и прочий медицинский инвентарь). Шпателем удобно укладывать и приглаживать ниточки - пальцами этого не сделаешь. Кстати, маникюр мы с Викой давно принесли в жертву профессии.

Самое старое кружево, хранящееся в музее имени М. А. Врубеля, относится к XVIII веку. А кружево, над которым сейчас трудятся реставраторы, поступило в фонд еще в начале ХХ века. Упаковали его в коробки, поставили на полки, так оно и стояло. Пока четыре года назад в музее не появился отдел реставраторов текстиля.

- Когда мы открыли коробки, кружево от времени слиплось, разделять его приходилось по волокнам, - рассказывает Елена Владимировна. - Позже мы сделали профессиональное открытие: кружево поступило в музей с маркировкой "шелковое", но под микроскопом мы увидели, что шелка в составе волокон только 30%, а остальные 70% - это хлопок.

Всего в музейном архиве находится более двухсот единиц кружев. По всей видимости, он были спороты с платьев знатных дам, ведь такое украшение стоило дорого и было не по карману простым женщинам.

Века кринолинов, бантов и воланов прошли, и кружево в мире моды сегодня имеет совсем другой статус. Но, превратившись из привилегии аристократов в "массовый продукт", оно стало еще более популярным. Причем не на пару десятилетий в эпоху, а на все времена.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах