В омских вузах планомерно сокращается количество бюджетных мест, а в областном министерстве даже точных цифр не знают. Не говоря уже о том, что никто не хочет влиять на этот "антиобразовательный" процесс.
Курс на сокращение объявило российское правительство. Мол, в стране наблюдается демографический спад, даже кризис, и учить скоро будет некого. К тому же на рынке труда уже перебор специалистов с высшим образованием, которые не могут трудоустроиться, - зачем плодить очередных специалистов "без мест"? С другой стороны, грандиозные конкурсы в вузах по 20 человек на место доказывают, что спрос на высшее образование в стране по-прежнему высок.
- Данные о количестве бюджетных мест поступают непосредственно в каждый вуз, - охладили наше любопытство в министерстве образования Омской области. - Распределение исходит от Федерального агентства по образованию, с них и спрос.
И некоторые из вузов "порадовали" игрой в "секретных агентов": "Вот пришлите официальный запрос, и мы подумаем, сообщать вам такую информацию или нет!"
Это что - заговор по оболваниванию народонаселения, которое и так не может особо похвалиться высоким уровнем образования?
- Никакой трагедии в сокращении бюджетных мест нет, - считает Игорь Барынькин, первый проректор педуниверситета. - Еще в прошлогоднем приказе Федерального агентства это обосновали "складывающейся демографической ситуацией, потребностями рынка труда и анализом трудоустройства выпускников". И мы действительно отмечаем уменьшение количества абитуриентов по сравнению с 90-и годами - просто детей столько не родилось.
У многих такая связь с демографией вызывает большие сомнения: почему же тогда идет сокращение не бюджетных мест в целом, а только по отдельным дисциплинам?
- У нас идет ежегодное сокращение бюджетных мест по экономическим дисциплинам, - комментирует Николай Кузнец, проректор по заочному и вечернему обучению аграрного университета. - Остальные держатся на одном уровне. Можно понять обеспокоенность государства перебором выпускников-экономистов, но нельзя же всех стричь под одну гребенку. Мы, единственные в регионе, готовим специалистов для аграрного сектора. Только в Омской области 432 сельских хозяйства, а специалисты нужны не только здесь, но и фермерам, и поселковым администрациям.
С одной стороны - уравниловка и урезание "непрофильных" дисциплин, а с другой - неравенство регионов. Например, в этом году в медицинскую академию поступит 70 "целевиков" от Кургана, а от нашей области - 60 человек. Почему соседям "кусок" побольше?
- Это распоряжение Федерального агентства по образованию, - рассказал нам Александр Патюков, первый проректор медакадемии. - В Кургане нет своего вуза по подготовке специалистов в области медицины.
Конечно, радует, что "наверху" все просчитали и четко распределили вплоть до самой последней единицы. Однако на местах такой дележ бюджетного "пирога" вступает в противоречие с другими фундаментальными решениями. Например, в рамках нацпроекта "Образование" провозглашен курс на подготовку востребованных на рынке специалистов. Вузы тут же отреагировали заявками: программы есть, выделите дополнительные бюджетные места. В ответ получили не только отказ, но и сокращение уже существующих мест.
Нет бюджетных - остаются коммерческие места. Только не каждому доступно высшее образование, которое стоит от 5 до 50 тыс. руб. в семестр. А цены на обучение постоянно растут. В "классическом" университете за один только семестр стоимость обучения выросла примерно на одну-полторы тысячи рублей.
Что же остается абитуриентам? Надеяться на целевое направление могут единицы. Например, от мэрии в этом году выделено 345 целевых бюджетных мест на все омские вузы! Уже сейчас заявок на эти места гораздо больше... Искать стороннего спонсора, который заплатит за обучение и потом предоставит рабочее место, практически нереально. Как отмечают в приемных комиссиях вузов, такие примеры - редкость.