В прошлом году более 600 миллионов рублей было потрачено на ремонт городских магистралей. Дороги стали чуть-чуть лучше. До весны. Когда сошел снег, стало ясно, что часть отреставрированных "вчера" дорог надо ремонтировать вновь. Почему так? В Омске не умеют делать дороги?
Недавно Евгений Фрезоргер, директор департамента городской экономической политики, завил, что поврежденное паводком дорожное покрытие заставят ремонтировать подрядчиков. Между тем, по словам самих подрядчиков, они начали делать необходимый ремонт еще до заявления чиновника. Предположение Евгения Фрезоргера выглядит еще более нелогично, если вспомнить, что по договору мэрии с подрядчиками последние дают двухлетнюю гарантию на дороги. Эта гарантия уже влетает им в копеечку.
Кто виноват?
Росдорэкспертиза заявила, что в этом году разрушения дорог по всей Сибири очень значительны. Причина этому... мягкая зима! Вот уж действительно дорожникам не угодишь. И тепло, и холодно - все плохо.
- Большое количество циклов замораживания и оттаивания покрытия - губительно, - поясняет Яков Вагнер, директор дорожно-ремонтного строительного управления N 2. - Вода попадает в трещины и замерзает там, трещины расширяются. Ну а когда подобный процесс повторяется семь раз в неделю...
Еще в прошлом году субподрядчики обвиняли городскую администрацию в том, что делают все дороги в долг. Сейчас ситуация ничуть не изменилась. Из 600 миллионов рублей, затраченных на ремонт в 2006 году, более половины дорожникам выплачены не были. То есть, образно говоря, дорогие омичи, мы ездим по дорогам, которых нет. Чего уж тут жаловаться?
А вот дорожники жалуются сразу на все. На городских автомобилистов, количество которых на омских улицах раз в шесть превышает международные стандарты. На шипованные шины, которые за год-другой "выгрызают" асфальт. И на нефтяников...
"Осенью "пошел" очень плохой битум, - говорит Яков Вагнер. - Хотя он и соответствовал ГОСТу, но его эластичность стала меньше. Битум стал хрупким".
Что делать?
По российским стандартам раз в три года надо делать средний ремонт дороги, раз в десять лет - капитальный. В Омске только магистральных дорог общего пользования - около тысячи километров. То есть, чтобы поддерживать дороги в нормальном состоянии, надо было в год ремонтировать по сто километров. Только последние два года ремонтируют по восемьдесят. До этого пятнадцать лет - то по пять, то по десять. Неудивительно, что большая часть дорог требует аварийного ремонта. Хотя "реставрировать" надо не только улицы.
Зачастую дорожникам приходится объяснять всем проверяющим организациям, почему асфальт надо класть в два слоя, а не в один. После дебатов, естественно, кладут в один.
- В связи с тем, что нужно охватить большую площадь дорог, мы в прошлом году практически отказались от выравнивающего слоя. "Шли" только верхним, - продолжает Яков Вагнер. - По идее, надо класть семисантиметровый слой асфальта. Мы укатывали только четыре-пять сантиметров.
Омские автомобилисты утверждают, что на окраинных улицах этот "слой" не достигает местами и двух сантиметров. Некоторые колбасу толще режут.
Сколько денег потратят городские власти в этом году, непонятно. Список дорог, требующих первоочередного ремонта в этом году, "стоит" 800 миллионов рублей. Это без трехсот, оставшихся с прошлого года. Интересно, а в этом году дороги в Омске наконец станут толще?