Примерное время чтения: 4 минуты
103

Разведчик из поселка Солдатское

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Омске 18/04/2007

"Проснусь среди ночи - и не могу больше уснуть. Переживаю за боевых друзей - тех, кто уже ушел из жизни, вспоминаю фронтовые годы, - делится ветеран. - Есть выражение "прошел всю войну". А мы с ребятами-разведчиками эту войну "пропахали" на животе".

Нужен был Родине и Сталину

В 1942 году 17-летний паренек из села Солдатское Омской области ушел на фронт. Он не знал тогда, что война затянется для него на долгих восемь лет. Николай с отличием окончил снайперское училище, а потом его отправили в Солнечногорск. Товарищ Сталин формировал специальный корпус для прорыва. Так началась подготовка отдельной разведроты, а 17-летний Николай стал фронтовым разведчиком.

Двигались к местам дислокации только по ночам: днем налетали фашисты, нещадно бомбили. Николай усвоил тактику: во время бомбежки не надо суетиться, паниковать. Надо лечь на землю рядом с воронкой и замереть. В одну воронку снаряд два раза не попадет. С детства отец учил пацана премудростям выживания, когда охотились в лесу на зверя. Только вот фашист пострашнее любого зверя. Видел Коля, как после бомбежек у наших ребят сразу все волосы с головы выпадали, или того страшнее - становился седым безусый старшина.

До Днепра шли пешком, все ноги молодой солдатик разбил в кровь. Голод подводил живот. Впервые вволю наелись на станции Пятихатки. Немцы побросали всю свою технику, даже кухню оставили с кашей. А на второй день разведбатальон настиг фашистов и "отблагодарил": взяли два вражеских эшелона. Хороший был "улов": фрицы везли зимние вещи, матрасы, одеяла, обмундирование и снаряды. "Задача разведки была простой: сначала обезоружить немца, взять "языка", желательно старшего офицера, а потом передать его нашим контрразведчикам - дальше их работа", - говорит ветеран.

Чтобы наши части наступали, надо было давать им сведения. А фрицы уже вовсю паниковали: ночью беспорядочно выпускали в небо ракеты, направляли во все стороны прожектора и лихорадочно строчили из пулеметов. Вот так они боялись советских разведчиков.

Призраки в маскхалатах

До сих пор до мелочей помнит Николай Дмитриевич одну дерзкую операцию, которую они "провернули" с товарищем. Тогда наши войска все более уверенно шли на Запад, и фрицы бежали из города. Как из-под земли выскочили из кустов навстречу мчащейся немецкой лекговушке молодые разведчики: "Хальт!" Ошеломленному фашистскому офицеру с большим кожаным портфелем ничего не оставалось, как сдаться. Позже выяснилось - в том чемоданчике были очень ценные для разведки документы.

...В известной песне солдаты поют, что они пол-Европы по-пластунски пропахали. А Николай Кузнецов пропахал ее всю. "О победе мы с ребятами узнали в Праге второго мая: радисты шепнули, что фрицы сдаются", - вспоминает ветеран.

А потом их повезли домой. Но оказалось, что солдаты ошиблись: их направляли в Китай, чтобы помочь в освобождении от японского милитаризма. Было тяжело - жара за 40, горы. Ребята падали в обморок от солнечного удара. Здесь, в Китае, Николай встретил родного брата, который служил на торпедном катере, а их флот стоял в Порт-Артуре.

Разве не чудо - увидеть через восемь лет разлуки родную кровинушку на чужбине?!

Здесь ему, уже опытному разведчику, доверили переправлять в штаб пленного китайского генерала...

В мирное время Николай Дмитриевич работал в КГБ. Его форменный китель с погонами подполковника увешан фронтовыми орденами и медалями. Сейчас ветеран живет один, он овдовел. О своей жене вспоминает с любовью и нежной грустью. Но он не одинок: рядом - сыновья, кстати, оба - военные. И нынешнее руководство омского ФСБ вспоминает о Николае Дмитриевиче не только в праздники. А еще ветерана часто приглашают в школы и вузы, чтобы дети могли узнать об истории родины из уст ее творца и свидетеля... Старый солдат до сих пор в строю.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах