Омичи лишились последних муниципальных кинотеатров по-тихому. Кинодосуговые центры "Первомайский" и "Сатурн" переданы в полное распоряжение частным инвесторам.
"Вопрос уже решен. В течение 10-12 месяцев там будет начат ремонт силами новых владельцев", - сухо прокомментировал ситуацию директор Кинодосугового объединения Сергей Фамильцев. Еще недавно практически каждый заезжий актер или деятель кино готов был дифирамбы петь городу, в котором, несмотря ни на какие "правила рынка", до сих пор работают муниципальные кинотеатры. Нам говорили, что мы должны этим гордиться. Ну, мы и гордились. До недавних пор.
Вместо концерта стриптиз?
Еще летом, на открытии кинотеатра "Космос", было озвучено решение, согласно которому "Роскинопрокат", крупнейшая, и что немаловажно, государственная структура российского кинорынка, согласен взять "Первомайский" под свое крыло, привести его в порядок, сохранив муниципальный статус заведения. Как оказалось, Москва собиралась слишком медленно. Доморощенные коммерческие структуры успели ее опередить.
Директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов, приезжавший в Омск в прошлом году на фестиваль "Сталкер", признался, что общее состояние омских муниципальных кинотеатров производит "удручающее впечатление". Но отметил он и другое: "Приятно наблюдать, что у вас еще сохранилась эта муниципальная система, а ведь во многих городах она уже давно перестала существовать, и все залы отданы в аренду".
Грядущие перемены, естественно, скажутся на зрителе, и в первую очередь, на социально незащищенных категориях населения. Цены на "коммерческие" и "бюджетные" билеты можно даже не сравнивать. Первые примерно в пять-десять раз дороже. Ясно, что далеко не каждый школьник или пенсионер сможет позволить себе такое развлечение.
Кроме того, за сменой статуса встает вопрос и о "досуговом" профиле "Первомайского" и "Сатурна". Власти обещали его сохранить. Но кто даст гарантии, что новые хозяева захотят проводить все эти тематические вечера, концерты, творческие встречи и танцы для тех, кому за...? Ведь концерт так легко превратить в очередное стрип-поп-шоу, танцы - в еще один дэнс-клуб, а творческие встречи - в рекламные акции. Много денег, много шуму. И больше ничего.
Бензопилой по Пушкину
Конечно, в пользу "коммерциализации" можно высказать довольно весомые аргументы. Зритель, идущий в кинотеатр, хочет не только увидеть интересную картинку а-ля "долби-стерео", но и получить качественный сервис. Чем уютнее, теплее и мягче сидится, чем аппетитнее "жуется" и громче "хрустится", тем больше желание повторить эти "непередаваемые ощущения" снова. Понятие комфорта в развлекательной индустрии сегодня важно для закормленного голливудскими шаблонами зрителя как никогда.
Вот только какими киноблюдами в погоне за кассой будут потчевать омскую публику изгнанные из городского бюджета кинотеатры, неизвестно. И найдется ли на их экранах место для показа материально неприбыльных картин вроде документального кино, тоже вопрос. А между тем такие мероприятия вызывали в городе довольно большой резонанс. И "прибыль" от них есть. Только выражается она не в рублях, а в совершенно других единицах.
Не так давно в Омск приезжала известная актриса и режиссер Наталья Бондарчук, которая в последнее время только тем и занимается, что отстаивает право на жизнь своего фильма "Пушкин. Последняя дуэль". Картина про "наше все", которая нарасхват в Америке, Англии, Франции, русским зрителям оказывается не нужна. Частные прокатчики от творения Бондарчук открещиваются, мол, народ на такие вещи не заманишь, провал очевиден.
- "Попкорновым" кинотеатрам - что Пушкин, что Ватрушкин - все одно и то же, - сетовала Наталья Николаевна. - Им бы только закупить какую-нибудь страшную, липкую голливудскую гадость и набить карманы.
Вот и получается, что тот же фильм "Пушкин. Последняя дуэль" увидело, ну, грубо округлим, несколько тысяч россиян. А сколько человек посмотрело "Техасскую резню бензопилой"?...Ну, так, грубо округляя?..