110-ю годовщину появления кино в Омске город решил отметить приглашением в гости лучших актеров советского экрана - Бориса Хмельницкого, Натальи Егоровой и Натальи Бондарчук.
Первый - самый соблазнительный Робин Гуд всех времен и народов (фильм "Стрелы Робин Гуда"). Вторая - не менее знаменитая Нина из вампиловского "Старшего сына". Третья - своенравная казачка, героиня легендарного "Соляриса" Тарковского.
Сама себе дистрибьютер
Если Хмельницкий и Егорова приехали на "дружескую встречу" со зрителями, то Бондарчук прибыла отстаивать право на показ своего нового фильма о Пушкине с Сергеем Безруковым в главной роли. Картина про "наше все", которая нарасхват в Америке, Англии, Франции, русским зрителям оказывается не нужна. "Мы о Верди снимаем чуть ли не каждые полгода, а вы о Пушкине - в лучшем случае раз в десятилетие", - услышала Бондарчук от итальянцев. Снять-то сняли. А дальше что? Частные прокатчики от нового творения Бондарчук открещиваются, мол, народ на такие вещи не заманишь, провал очевиден.
- "Попкорновым" кинотеатрам что Пушкин, что Ватрушкин - все одно и то же, - сетует Наталья Сергеевна. - Им бы только закупить какую-нибудь страшную, липкую голливудскую гадость и набить карманы.
Поэтому режиссер является единственным дистрибьютером собственной картины, которую возит из города в город, из страны в страну.
- Я даже кредит в банке взяла. Если "провалюсь" и не верну, вся страна узнает, что мне надо сухари готовить, - смеется Бондарчук.
А между тем ее фильм - опровержение официальной версии гибели Пушкина, к которой мы все привыкли со школы.
- Многие годы считалось, что виной этой трагедии явилась Гончарова. Что это было обыкновенное ухаживание Дантеса за кокетливой Натальей Николаевной. Я полностью отвергаю эту версию и считаю, что гибель Пушкина - итог заговора против поэта, спланированного первыми людьми государства.
"Сыграть бы в сказке..."
- Мне поступало столько предложений от западных режиссеров, сколькими не похвастается ни один актер, - рассказал Борис Хмельницкий. - Однажды даже Керк Дуглас роль предложил. Когда он назвал сумму гонорара, то сначала я решил, что ослышался или неправильно понял его английский: 800 тысяч долларов. Я готов был отдать все деньги Госкино, работать за суточные, только бы мне разрешили сниматься. Но из страны меня так и не выпустили. Через два года мы с Керком встретились, и я не знал, что ему ответить, чтобы объяснить свой отказ...
В последние годы Хмельницкий почти не снимается. Из принципиальных соображений...
- Мы очень сильно влияем на сегодняшнюю жизнь тем, что снимаем и что показываем, - считает народный артист. - Вот, говорят: новое кино. Что такое это "новое кино"? Кино бывает либо плохим, либо хорошим, либо профессиональным, либо нет. То же самое с исполнителем: он или талант, или бездарность. Дай бог, если у актера есть какие-то знаковые роли, по которым его помнят. Сегодня хочется сыграть что-то такое...про любовь, про добро, про юмор. А возможности нет. Поколение просто не выживет, если мы будем продолжать "кормить" его голливудскими ужасами.
"Обхохотаться и не жить!"
- Мне смешно, когда я слышу разговоры про "медийных" и "немедийных" актеров, - говорит Наталья Егорова. - Что это такое? Это когда сегодня он прорекламировал стиральный порошок, завтра стал узнаваемым, а послезавтра превратился в сериального героя. Когда к нам в театр приходят молодые артистки, я вижу, что для многих все творчество заключается в умении встать в красивую позу. А в голове - одна извилина вдоль пробора. И если на фоне этого отчаяния появляются хорошие фильмы, значит, есть надежда, что мы выплывем.
К предложениям киношников актриса подходит очень избирательно, но при этом уверена, что российское кино начинает возвращаться к самому себе.
- В Голливуде почти не снимают человеческие истории, потому что люди сами изжили подлинные отношения, - убеждена Егорова. - Они замечательные показушники. А у нас, русских, есть какое-то обостренное чувство жизни, может быть от того, что нам тяжело живется. И именно потому, что у нас "болит", мы еще способны на человеческие взаимоотношения.