Сельские самогонщики не нарадуются - с алкогольного рынка деревни исчез их главный и единственный конкурент: продавцы технического спирта. У ворот домов производителей сивухи выстраиваются целые очереди из любителей выпить. Все мгновенно вспомнили, что самогон качественнее, быстрее бьет в голову и вообще наш, доморощенный. Этот напиток хоть и считается "элитным", но стоит не дороже суррогата.
Из зеленого вагона пригородной электрички "Омск - Называевская" на станции Драгунская вываливается здешний мужичок Серега. Время - полдень, а он уже здорово поддал.
- Ты чего так надрался? - на перроне Серегу встречает жена, а точнее, сожительница. - И где спирт? Сегодня же пятница, клиентура повалит...
- Спирта в городе нет, накрыли лавочку, - с трудом произносит мужик. - Как жить-то теперь будем, а?
Деревенские негры
Некогда двери дома по улице Зеленая, где живет Серега со своей дамой сердца по прозвищу Курица, всегда были настежь открыты. Здесь круглосуточно продавали приснопамятный спирт. А что? Никаких тебе лицензий. Съездил в город, закупил несколько бутылей технической спиртосодержащей жидкости, привез на электричке, продал - всегда в наваре. Пять литров "неизвестно чего" обходится всего в 200 рублей. Разбавляешь наполовину водой, разливаешь в использованную водочную тару (её клиент приносит сам) и по 30 рублей за бутылку "сбагриваешь" соседу. Для покупателей зелья дело дрянь: риск "скапуститься" от спирта очень высок. Все они страдают "печенкой" и "отказными почками". Клиентов Сереги видно за версту - больно цвет кожи нехорош. Умерших любителей спирта врачи называют неграми - лица у них черные, а печень твердая - как камень.
Вот уже на протяжении более десяти лет в деревне свободно торгуют суррогатами неизвестного розлива - беда, характерная для многих поселков области. В Драгунской таких продавцов пять - по одному на улицу. И на каждой - не только праздники, но и драмы. Около года назад одна дамочка, изрядно подвыпив, зарезала мужа. Другой 45-летний любитель "горькой" по пьянке насиловал свою падчерицу. "Причуды" встречались и среди молодого поколения. Редко какая драка на сельской дискотеке проходила без применения холодного и даже огнестрельного оружия. В августе старшеклассник Максим попал в больницу с тремя ножевыми ранениями. Заявлять в милицию он не стал, говорит, сам виноват - перепил.
Все дело в этикетке
Теперь алкобизнесу Сереги и его коллег "по цеху" пришел конец. Основную торговую точку "палёнки" - голубой ларек на оптовой базе по улице 3-й Разъезд - закрыли буквально на днях. Здесь без всякой конспирации в течение нескольких лет разговорчивый армянин Арсен реализовывал прозрачную жидкость в синих канистрах. Через ларек алкодельца прошел не один десяток тонн "левого" спирта. Он поставлялся на базу в железнодорожных вагонах с Кемеровского завода. Никакой маркировки на емкостях не было, а это значит, что деятельность спиртоторговца являлась незаконной. Об этом, по словам Арсена, он узнал совсем недавно.
- Основная часть моих клиентов приезжает за товаром из деревень, - говорит с ярко выраженным южным акцентом алкоделец. - Я от них не скрывал, что в бутылях - технический спирт. А про то, что пить его нельзя, они и сами знают.
Вот если бы спиртоторговец проявил смекалку и налепил на бутыли самые простецкие этикетки со словами "не для внутреннего употребления", то не остался бы он без работы, а омские деревни - без популярного, а главное, "по средствам" напитка.
Примечательно, что милиционерам, наблюдающим за порядком на территории базы, об изъятии спирта ничего неизвестно, хотя их "будка" находится всего в нескольких метрах от голубого ларька. Сам Арсен не стал вдаваться в подробности, какую службу представляли люди в форме, конфисковавшие его товар.
- В последнее время оптовую базу "трясут" часто, - отметила местный администратор Елена Р. - И Роспотребнадзор, и налоговая, и милиция. Кого только в этом году здесь не было...
Нам не удалось получить официальный комментарий о том, кто именно запретил продажу яда на 3-м Разъезде. Правоохранительные органы сослались на сильную занятость в связи с празднованием профессионального праздника.
Яд для подростка
В отличие от деревни, купить бутылку суррогата в Омске не так уж и трудно - городские "подпольщики" вряд ли пострадали от закрытия ларька Арсена. К примеру, в частном доме на пересечении улиц 27-я Северная и 5-я Амурская спиртное неизвестного происхождения можно приобрести в любое время дня и ночи. Об этом не понаслышке знают не только соседи, но и студенты рядом расположенного колледжа. Они-то и подсказали мне адрес. Вместо двери на стук отворилась форточка, из которой высунулась взлохмаченная голова немолодой женщины. Но мой вопрос: "Спирт есть?" она, окинув меня оценивающим взглядом, отрицательно покачала головой. Я уже собралась уходить, когда услышала:
- Ты чё, не знаешь, куда и как стучать надо?
- Да вот, в первый раз... - стала оправдываться я.
- 20 рублей, - оборвала меня женщина.
Когда червонцы перекочевали в руки "продавщицы", а влажная бутылка из-под водки с чужеродной крышкой - в мои, я поинтересовалась, откуда спирт.
- Привозят.
После этих слов форточка со скрипом закрылась перед самым моим носом. Как объяснили в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", суррогат, приобретенный мною в центре города, заведомо является опасным для здоровья.
- Эта жидкость не соответствует установленным ГОСТам, в ней присутствуют ядовитые примеси, - говорит заместитель главного врача Сергей Игнатов, - Некоторые из них даже при незначительной дозе могут привести к резкой потере зрения.
Остается удивляться тому, что пока Омск остается в стороне от захлестнувшей страну алкогольной чумы. По словам заведующего отделением токсикологии БСМП N 1 Александра Сабаева, случаев отравления суррогатом в городе пока не зарегистрировано.