Не успеют москвичи да питерцы и глазом моргнуть, как статус театрального центра безвозвратно уплывет в город Омск. По крайней мере, на то время, что длится уже пятую осень подряд фестиваль "Молодые театры России". И станем мы опять "столичными" жителями. Тихо, аккуратно, без шума и пыли. Кажется, однажды так уже было...
В вероятности такого развития событий уже не сомневается даже самый главный человек театра в нашем отечестве - Александр Калягин. Председатель российского Союза театральных деятелей был недавно переизбран на второй срок, но в Омск приехал не как официальное лицо, а в качестве руководителя театра "Et Cetera" и исполнителя главной роли в спектакле "Шейлок". Постановке москвичей в фестивальной афише организаторы отдали сразу два вечера. Но к разочарованию многих, "звездная атака" столичных актеров, которую обещали рекламные буклеты "Шейлока", не состоялась. Выложив немаленькую для театрального Омска сумму за билет (до 1300 рублей), купив в фойе театра драмы программку по не менее "кусающейся" цене (55 рублей), зритель обнаруживал полный карандашных пометок список господ актеров. В "вычеркнутых" оказались и "народный" Александр Филиппенко, и "заслуженный" Игорь Золотовицкий. Из хорошо знакомых лиц - только герой "Дозоров", "Турецкого гамбита" и других проектов Виктор Вержбицкий. Ну и, конечно же, сам Александр Калягин. Тут уж театралы могли вздохнуть с облегчением.
В рамках фестиваля руководитель "Et Cetera" провел творческую встречу с участниками форума и журналистами. Говорили и о театральной реформе, которой уже точно не избежать, и о переизбрании на второй срок (с чем омичи как гостеприимные хозяева не забыли поздравить мэтра). Даже творческими планами "Et Cetera" на ближайший год обмолвились. Вот только о своей новой роли в фильме "Руд и Сэм" народный артист России ничего рассказывать не пожелал. Калягин так и ответил вопросом на вопрос журналистов: "Ой, можно я про кино ничего не буду говорить?" Мол, скука это все, рутина. Вот когда фильм выйдет на экраны, тогда сами все увидите.
Трудности перевода
...Сюрприз ожидал тех, кто пришел на спектакль "Птицы потерянного рая" Государственного театра юмора и сатиры Республики Саха, но поскупился на программку с "либретто". В итоге о происходящем на сцене приходилось догадываться, потому что почти двухчасовое действо было разыграно актерами на якутском языке, без каких бы то ни было титров и бегущих строк с переводом. Но когда спектакль закончился, актеры компенсировали омичам "трудности перевода". Как? Очень просто - пригласили всех в гости, в Якутию. Праздничное угощение по рецепту хозяев прилагалось. В меню обещали включить мамонта. Самого большого, какого только найдут. Шутки шутками, а мы ведь якутов и на слове поймать могли...
Театр от кутюр
Подобными казусами пестрит любой фестиваль. Такова, что называется, "природа жанра". Все это разбавляет и его официальный тон, и непримиримую строгость критиков, и нервное напряжение участников перед показом. В нынешнем году это особенно важно, поскольку "Молодые театры России" теперь - мероприятие конкурсное. 12 театров из России, Белоруссии, Германии, Чехии претендуют на награды в пяти номинациях: "Дебют", "За чувство ансамбля", "За оригинальную интерпретацию классики", "За яркое образное решение спектакля", "За художественный эксперимент". Совещание жюри и обсуждение итогов форума состоится в пятницу. Один из зарубежных гостей сравнил театральные фестивали с высокой модой от кутюр. Дескать, в театре, как и в моде, нужно каждый год искать новые пути. Тогда точно будет интересно всем. И тем, кто играет, и тем, кто им верит.