Как омские станции дают горожанам свет и тепло

Омичи думают, что из широких труб валит дым; на самом деле это пар из градирен. © / Владимир Казионов / АиФ

Если оно есть, мы воспринимаем как должное, а если нет, это практически катастрофа. О чём идёт речь?

   
   

Разумеется, под таинственным «незнакомцем» можно понимать любое из благ цивилизации, привычно называемое нами «коммуналкой» – свет, воду, газ, электричество, тепло. Если чего-то из этого мы лишаемся даже ненадолго, сразу возникает паника. А вот откуда оно вообще взялось в наших квартирах? «АиФ в Омске» побывал на ТЭЦ-5, крупнейшей омской станции, которая даёт городу 40% тепла и 50% электроэнергии.

Часть первая. Угольная

В 500 км от Омска расположен крупнейший не только в Казахстане, но и в мире Экибастузский угольный бассейн, где топливо добывается открытым способом. Этот уголь «выгрызают» огромные роторные экскаваторы, грузят их в составы и отправляют к нам в Омск.

Ещё несколько десятилетий назад никто не думал, что могущественный СССР может развалиться, поэтому наши ТЭЦ проектировали под сжигание экибастузского угля, а дефицит электроэнергии должен был покрывать переток опять же из Экибастуза – там строился крупнейший каскад ГРЭС. Советский Союз канул в Лету, но экономику-то нелегко перестроить, и составы из Казахстана по-прежнему идут в Омск.

ТЭЦ. Фото: АиФ / Владимир Казионов

Время в пути – около суток, и вот уже состав из 65-70 полувагонов (так называется привычный нам некрытый товарный вагон. – Ред.) подгоняют на ТЭЦ-5 к специальному устройству, которое называется опрокидывателем. Вагон за вагоном закрепляется в устройстве, переворачивается и по подземным «углепроводам» поступает либо в цех либо на склад. «Зимой такой состав по нормативу должен быть разгружён в течение 23-24 часов, летом в два раза быстрее, – рассказывает нам Пётр Черненок, директор ТЭЦ-5. – Но на деле у нас всё это происходит гораздо быстрей».

Цифра
103 млн рублей переплачивают банкам из-за долгов населения.
Состав разгружён, и вагоны мчатся за новой «порцией» угля. А она немаленькая – в каждом вагоне 55 тонн!

А «наш» уголь отправляется на топливный склад. Сегодня он сразу в дело не пойдёт – запасов хватает. На данный момент на станции складировано 495 тыс. тонн угля, что втрое превышает установленный Минэнерго норматив. Даже если расходовать по 13 тыс. тонн в сутки, как бывает в морозные дни, всё равно на одних запасах можно почти до конца отопительного сезона продержаться. На складе уголь тщательно утрамбовывают: меньше воздуха – минимум шансов на самовозгорание; хотя экибастузский уголь и так не подвержен этому, но лучше перестраховаться.

   
   

Часть вторая. «Почемучная»

Издержки советского прошлого нам всем понятны. Но всё же – почему нельзя сейчас, когда мы живём в разных странах, перевести омские ТЭЦ на газ или хотя бы на родной российский уголь? Об этом так много говорилось в различных СМИ, и даже вроде бы просчитывались затраты… Этот вопрос задаём уже Николаю Рыбко, главному инженеру ОФ ОАО «ТГК-11».

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Фото: АиФ

– В 1990-е годы на ТЭЦ-5 проводилось опытное сжигание канско-ачинских углей, – рассказывает Николай Павлович. – Мы сами хотели бы отказаться от экибастузского высокозольного угля. Однако другой по составу уголь, для того чтобы достичь от него максимальной теплоотдачи, и сжигать следует по-иному, то есть требуется реконструкция котлоагрегатов. Её стоимость составит до 40% от затрат на строительство новой станции. Когда просчитывали возможное строительство ТЭЦ-6 с двумя энергоблоками, стоимость оценивалась в 36 млрд. Вот и представьте, что такое – 40%. Кроме того, наш российский уголь с учётом доставки обойдётся в 2,1 раза дороже экибастузского. А стоимость топлива в тарифе – это почти 60%. Следовательно, тариф для населения, то есть для каждого конкретного омича, прилично вырастет. Готовы ли люди к этому? Я не думаю.

– Почему тогда ТЭЦ-3 в своё время перевели на природный газ, а ТЭЦ-5 не можем? – задаю очередной вопрос специалисту.

 – Считайте сами: расходы на переоборудование составят порядка 3 млрд руб. плюс строительство газопровода до ТЭЦ, – отвечает главный инженер. – Кроме того, по закону мы обязаны иметь резервное топливо, следовательно, полностью отказаться от угля не получится. Далее: уголь можно складировать, а газохранилищ у нас нет, если перебои с газом – город останется без тепла. Ну и, наконец, уголь дорожает на 5-6% ежегодно, а газ на 15. И всё это, не забывайте, опять будет заложено в тариф.

Часть третья. Вариативная

При всех выгодах централизованного отопления существуют в городе частные газовые котельные, в своё время их называли буквально панацеей – они вводились, когда в начале 2000-х в городе возобновилось массовое строительство. Однако и тут у нашего собеседника нашлись контраргументы, и с ними сложно спорить. Стоит только вспомнить ситуацию с «октановской» котельной на Левобережье: люди всё лето сидели без горячей воды, под угрозой было и теплоснабжение в начале отопительного сезона два года назад – предприятие просто обанкротилось. Кроме того, омичи не раз выражали обеспокоенность тем, что трубы газовых котельных очень низкие, расположены рядом с домами, и они дышат выбросами. Пример с соседней с ТЭЦ-5 Ростовкой вообще весьма показателен: построили газовую котельную, пообещали снижение тарифа, все трубо-проводы от ТЭЦ демонтировали, а теперь посёлок платит в два раза больше, чем раньше, и просится назад к централизованному теплу.

Часть четвёртая. Экологическая

Однако та же Ростовка, а также Ульяновка, Осташково и прочие «приграничные» пункты регулярно жалуются на выбросы золы, которыми их приусадебные участки «удобряет» наша самая мощная станция. Этому есть две причины. Первая: проектируя ТЭЦ в черте города, специалисты изначально выстраивают будущую станцию так, чтобы, согласно розе ветров, выбросы шли мимо жилых микрорайонов. От любой из омских станций, будь то ТЭЦ-3, ТЭЦ-5 или Кировская котельная, ветер дует так, что дым из труб в большинстве дней в году не направлен в сторону города. Рассеивание происходит высоко, но выпадение золы в ближайших посёлках возможно в случае безветрия.

ТЭЦ. Фото: АиФ / Владимир Казионов

Вторая причина заключается в технологии работы котлов, точнее, фильтров на них, с помощью которых улавливаются выбросы. (Кстати, фильтры во время экскурсии по станции мы тоже видели – это большое сооружение высотой примерно с девятиэтажный дом. – Ред). Дело в том, что фильтр работает примерно 10 лет, и если сразу после замены его КПД составляет 99,9%, то через несколько лет это уже 98%. Если нагрузка на станции максимальная, как весь последний морозный месяц, то и выбросов немало. А когда погода безветренная, то всё это развеивается недалеко от трубы (хотя она вообще-то одна из самых высоких в мире - 277 м. – Ред.). И тогда уже горожане начинают сетовать на серый снег. Увы, подобных моментов не избежать, но всё это, в том числе и последний февральский случай, происходит не потому, что на ТЭЦ что-то случилось, – оборудование работало в штатном режиме.

Чтобы выбросов было как можно меньше, на предприятии планомерно проводится замена электрофильтров. В результате этого достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в 2013 г. на 10,02 тыс. тонн (см. диаграмму). Но это очень затратная статья расходов – стоимость одного составляет 170-185 млн руб. А ведь все эти суммы опять-таки закладываются в тариф.

Кстати, как это обычно бывает в многоквартирном «общежитии», которым является наш город, одним добросовестным людям приходится страдать из-за других, менее честных. Долг населения пред ТГК-11 составляет более 1 млрд рублей! Эту «недостачу» компания вынуждена компенсировать заёмными средствами, а ведь могла бы направить их, к примеру, на ту же реконструкцию электрофильтров.

260 котельных заменила ТЭЦ-5. Фото: АиФ