«Путешествие» на золоотвал ТЭЦ-5: казалось бы, ну что в этом может быть интересного? Тем более прессе сообщили угрожающие подробности: необходимы сапоги и тёплая одежда.
Нас что, будут водить по грязи и холоду, когда на улице ещё плюсовая температура? На деле всё оказалось и проще, и гораздо красивей, чем представлялось заранее.
Дорога из золы
14,5 км – это длина золопроводов, то есть труб, по которым зола с ТЭЦ-5 поступает к месту своего хранения. Мы же едем по дороге мимо Ульяновки, которая кажется значительно длинней, чем эта цифра: то рытвины-ухабы, то просто грунтовка, а потом вдруг кусок ровнейшего асфальта. Ну, или чего-то очень на него похожего. Выходим из машины и осматриваемся: перед нами экспериментальный участок, в основание которого уложено около 300 тонн золошлаковых материалов. На Западе такие технологии давно уже в ходу, а у нас пока только эксперимент, да и то Омск изо всей России первым его проводит, остальные пока не понимают, какое изобилие дешёвых стройматериалов у нас просто пропадает.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/39/35269/98dd73a1e534f6ea1b34b3554aa0b99a.jpg)
Едем дальше, и уже у самого золоотвала дорогу перебегает какой-то маленький тёмный зверёк. «Это норка, они здесь встречаются», – спокойно замечает водитель. «Ну вот, а мы всё говорим о плохой экологии, а тут норки живут», – вслух высказывает промелькнувшую у каждого мысль кто-то из журналистов.
Наконец последний подъём, и мы на довольно широком перешейке. Первое впечатление – стоим между двух озёр, только одно уже почему-то заросло, видимо, местность болотистая, а второе ещё довольно глубокое. Оказывается, это мы поднялись на… дамбу между секциями золоотвала. И то, что кажется болотом, – это уже практически заполненные секции, а озёра – ложе для будущего захоронения золы. «Ещё год-два мы сюда золу будем намывать, – рассказывает Виктор Гаак, директор Омского филиала ОАО «ТГК-11», – а потом эти земли подлежат рекультивации. Это значит, что золу закроем грунтом, посеем травы, посадим кустарники, деревья».
На бывшем отвале цветут сады
![](https://aif-s3.aif.ru/images/001/924/c9d51173660f58e2fe114928d0b624b4.jpg)
Разумеется, на всё это грандиозное сооружение потребовались немалые средства. «Только золопроводов у нас здесь больше 100 км, – продолжает рассказ Виктор Климентьевич. – Четыре сюда идут, три с водой назад на ТЭЦ-5 возвращаются. Видите, что мы вновь ту же воду используем на станции, то есть дополнительно из Иртыша не качаем. Это опять-таки наши экологические мероприятия».
Ещё в рамках строительства новой секции золотвала построена современнейшая насосная станция, огромная линия элекропередач, дамбы и т. д. – на всё потребовалась серьёзная сумма: более 1,5 млрд рублей.
Стройматериалы под ногами
Впрочем, таких грандиозных трат могло и не быть, если бы мы, как это делается давно во всём мире, использовали золу себе во благо.
На Западе за золу платят, и довольно прилично, потому что активно используют её при строительстве дорог, домов, промышленных объектов.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/60/35267/0ea6c3f82e173fd83b87304390e1e71f.jpg)
У нас на отвале омской ТЭЦ-4 есть два завода, которые используют золу для производства стройматериалов, есть установка отбора сухой золы, сегодня проектируется строительство такой же от ТЭЦ-5. Больше в России подобных предприятий практически не существует, здесь мы передовики. Однако при этом «золозаводы» работают с минимальной загрузкой – не готовы строители использовать прочные, лёгкие, хорошо сохраняющие тепло и при этом недорогие стройматериалы.
Лучше, видимо, полулегально добывать песок из Иртыша, который уже и без того у нас обмелел, и покупать непонятного происхождения кирпич. И всё потому, что у обывателя сложилось представление, что зола – это вредно и чуть ли не радиоактивно. Надо этот стереотип разрушать.
Будем надеяться, что омский регион и здесь будет на передовых позициях.