Примерное время чтения: 5 минут
945

Живые нити энергии: омской энергосистеме исполняется 70 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ Омске 31/07/2013
Фото из архива предприятия

Мы настолько привыкли ко всем благам цивилизации, что их в повседневной жизни совсем не замечаем. Но стоит только на 5 минут отключиться свету (воде, отоплению, лифту, Интернету), как мы паникуем: так ведь жить невозможно! И как-то даже странно представить, что омской энергосистеме 6 августа исполнится только 70 лет.

Век электричества

Строго говоря, в этом году можно было бы отмечать 100-летний юбилей электрификации Омска. Но в 1913 году Омская городская Дума лишь приняла постановление о строительстве в городе ЦЭС – центральной электростанции. И лишь в 1921 году Омск получил первый ток. Так у нас в городе появилась ТЭЦ-1.

С началом войны и эвакуацией множества заводов Омск стал стремительно расширяться. Первое, что потребовалось эвакуированным предприятиям, – это электроэнергия, и поэтому стала срочно достраиваться ТЭЦ-2. 6 августа 1943 года в соответствии с решением Совнаркома было организовано Омское районное управление энергетики – РЭУ «Омскэнерго», в которое вошли обе ТЭЦ, а также тепловые и электросети, находившиеся тогда в зачаточном состоянии. Вот именно этот день и считается официальной датой образования Омской энергосистемы.

За эти 70 лет Омская энергосистема росла и развивалась. В послевоенные годы огромными темпами шло жилищное строительство, которое нельзя было уже оставить с печным отоплением и керосинками. Одновременно увеличивалось и количество промышленных предприятий. И потому одна за другой проектировались и строились станции, дающие электроэнергию и тепло, и как кровеносные сосуды росли в Омске электрические и тепловые сети.

– Я приехал в Омск вместе с женой по распределению на ТЭЦ-3 в 1961-м году, – вспоминает Борис ПАНОВ, председатель Совета ветеранов Омского филиала ТГК-11, экс-директор ТЭЦ-4. – Тогда станция ещё строилась, и это было на тот момент самое последнее слово в технике. Проектировалась она, как и предыдущие омские ТЭЦ, для работы на угле, но ни одного дня на этом топливе в итоге не действовала. Первым топливом был мазут, затем ТЭЦ-3 перевели на природный газ.

Борис Панов. Фото Владимира Казионова

Как и положено в энергетике, молодой специалист начал с рабочей профессии обходчика, затем весьма интенсивно рос по служебной лестнице, и в 1972 году, то есть всего лишь через 11 лет после начала рабочей карьеры, Панову предложили должность замдиректора по капстроительству новой ТЭЦ-4. Через четыре года Борис Фёдорович возглавил станцию, которой отдал больше 30 лет своей жизни.

Как горячие пирожки

– На ТЭЦ-1 были начальные параметры пара и электричества, на ТЭЦ-2 – низкие, первая очередь ТЭЦ-3 – тоже низкие и лишь 2-я очередь повышенные, – рассказывает Борис Панов. – То есть можно сказать, что вместе со страной, с её энергосистемой росла и развивалась наша энергетика. ТЭЦ-4 была сложной в том плане, что это был первенец работы на экибастузском угле – тогда это месторождение только начало осваиваться. Кроме того, ТЭЦ-4 строилась сразу для сугубо промышленных нужд – заводы СК, пластмасс, моющих средств – всем нужна была энергия.

– Наши мощности разлетались, как горячие пирожки, – рассказывает Борис Панов. – Помню, когда завод пластмасс пускали, его директор сидел у нас в шапке и ждал, когда мы ему дадим тепло.

Впрочем, вскоре пальму первенства перехватила ТЭЦ-5 – город по-прежнему рос, тепла не хватало, нужно было срочно строить ещё одну ТЭЦ. Пришедший 10-летием позже своего наставника Бориса Панова под его начало на ТЭЦ-4 Николай КИРИЛЕНКО сначала также поднимался по карьерной лестнице на родной «четвёрке», но когда его позвали на пятую станцию, не отказался. Станция уже давала энергию, но одновременно строились и запускались всё новые агрегаты, и было очень трудно! Но тот самый интерес пересиливал.

Николай Кириленко. Фото Владимира Казионова

– Рабочие трудились по 12 часов, а у руководителей диваны в кабинетах зачастую превращались в кровати, – вспоминает Николай Кириленко, – но мы воспринимали это спокойно: надо – так надо. Находилось время и на благоустройство станции, которую ветераны в один голос любовно называют белым лебедем Омской энергетики. А уж какое подсобное хозяйство создали на «пятёрке» в трудные времена, когда начались перебои с оплатой! Многие помнят знаменитый карпятник ТЭЦ-5, и коптильный цех свой был, и колбасный, только теплицу не успели построить.

Слава богу, что спустя четверть века с момента окончания работ на ТЭЦ-5 опыт Кириленко по строительству объектов энергетики вновь пригодился – было принято решение ввести на ТЭЦ-3 ПГУ-90, и Кириленко собрал команду. Недавно ПГУ-90 была запущена.

«Тепло и свет города на Иртыше»

А ещё практически параллельно со строительством Кириленко пришлось стать…редактором. В ТГК-11 решили к 70-летию энергосистемы создать книгу, а кто как не ветераны помнят и, самое главное, горят желанием увековечить историю? Книгу назвали «Тепло и свет города на Иртыше».

– Они должны знать свою историю, – говорит редактор книги Николай Кириленко. – И мы будем очень рады, если с нашей помощью люди больше узнают о своих станциях, о людях, которые рядом с ними трудились или трудятся до сих пор, возможно, о своих знакомых, родных.

Для увеличения нажмите на фото
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах