Сегодня омичу, родившемуся лет 30-40 назад и живущему своей насыщенной жизнью, трудно даже представить, что, к примеру, место, где сейчас остановка транспорта «Старозагородная роща», когда-то именно таковым и было - роща за городом.
А ещё более невероятным большинству из нас, выросшему в индустриальном городе, кажется тот факт, что всего каких-то 60 лет назад городка Нефтяников, этой части нашего мегаполиса, вообще не было. И когда наверху, в столице, принималось очередное решение о строительстве какого-то крупного объекта, его начинали возводить буквально в чистом поле.
Юбилей - праздник коллективный
Именно так 60 лет назад в нашем городе начали строить новую ТЭЦ-3. И чтобы она появилась на карте быстро развивающегося города как можно скорей, объект был объявлен комсомольско-молодёжной стройкой. А это значит, что, получив путёвку, сотни молодых специалистов съезжались в Омск. И многие потом настолько прикипели душой к нашему городу, к «своей» ТЭЦ, что здесь и остались.
Удивительно, что всего за два года (строительство началось в июле 1952 года) была сдана в эксплуатацию первая очередь столь сложного объекта. Именно в этот день, 26 ноября 1954 года, был запущен первый котёл, и станция выдала промышленный ток. На тот момент она была самой передовой - на советских ТЭЦ только-только стало внедряться оборудование высокого давления.
Сегодня станция празднует свой 60-летний юбилей. Но на самом деле не оборудование ведь отмечает эту дату? Конечно, это люди. Их здесь сотни, и в рамках одной газетной публикации невозможно даже по словечку сказать о каждом. Поэтому мы пообщались лишь с несколькими из них. И в каждой истории оказалась своя «изюминка».
Детский сад и компьютеры
Руководитель направления информационных технологий Наталья Маркова на станции проработала «всего лишь» 18 лет. Если учесть, что есть здесь люди с 30-40-летим стажем, это, конечно, немного. Но если копнуть поглубже…
Со многими из своих ровесников, тоже теперь работающих на ТЭЦ-3, тогда ещё маленькая Наточка ходила в один детский сад - папа, работающий на станции, водил (тогда путёвки в детские сады выдавались от предприятий. - Ред.). Вместе с ними же ездила на детскую дачу и в лагерь. Когда стала старше, ходила с папой на первомайские и ноябрьские демонстрации, и с папиными сослуживцами, получается, тоже была знакома едва ли не с пелёнок.
Но, кстати, первый день, точнее, год, был не из лёгких - это как раз было время неплатежей и взаимозачётов. Возникали ситуации, когда поесть-то Наталья в заводской столовой могла «под запись», а вот наличных денег на то, чтобы добраться на работу, не было. И девушка…ходила пешком: занимать у кого-то считала неприемлемым, да и ситуация у сослуживцев была не лучше.
- Благо, жила относительно недалеко, - вспоминает Наталья. - Да и как-то не страшно было ходить, пусть даже у нас тут и промышленный район.
Придя молодым специалистом в 1996 году, Наталья была для всех, конечно, «Мишиной дочкой» - иначе её и не называли. Но сейчас, спустя почти два десятилетия, нашу героиню зовут по имени-отчеству, и не потому, что возраст, а за то, что видят в ней профессионала.
Натальин профессионализм рос вместе с расширением сферы её трудовой деятельности, потому что именно она фактически компьютеризировала станцию.
- Когда меня взяли оператором ЭВМ, и самих-то ЭВМ на станции было всего две. Всё ещё велось вручную: и журналы, и табели, и книги бухгалтерские. Вот с них-то мне и предстояло начать, - улыбается наша героиня. - Хорошо помню, как мне принесли целую кипу папок, в каждой из которых было не по одному десятку листов с бухгалтерскими отчётами. Их-то и предстояло все «забить» в базу данных. Этим поначалу и занималась.
Но компьютерные технологии развиваются очень быстро, и вот уже на станции появилось несколько специально оборудованных мест, куда уже по графику прибегали сами сотрудники - к примеру, чтобы занести данные в табели учёта рабочего времени. Так как в вузе в те годы фактически учили только теории, практика приобреталась во время работы - и программы сами писали, и обучали пользователей. А когда стало ясно, что компьютеры нужны буквально на каждом рабочем месте, самостоятельно создавали локальную сеть.
- Представляете, ещё семь лет назад, в 2007-м, у нас на станции было всего 90 компьютеров и около 50 единиц оргтехники, а сейчас эта цифра увеличилась до 200 оборудованных мест плюс 150 принтеров, сканеров и т. д., - искренне восхищается Наталья Маркова. - Плюс у нас в подразделении теперь ещё и связисты, так как от аналоговой телефонии мы тоже ушли, и теперь всё оборудование цифровое.
Наталья - человек не только и не столько кабинетный: когда шло строительство ПГУ-90 и потребовалось установить видеокамеры, она надевала спецовку и шла на площадку, чтобы своими глазами увидеть, в каких точках лучше повесить оборудование. А уж когда всё компьютеризировали, она спала с телефоном под подушкой. Да и сейчас по станции ходит с мобильником и переносной трубкой - постоянно требуется её консультация.
- Иной раз ночью звонит телефон, я головой-то понимаю, что даже если один компьютер не работает, есть резервные, информация вся записывается, и я, в принципе, могу трубку не брать, - говорит Наталья Михайловна. - Но сделать это не получается, всё равно же потом не усну, буду переживать. Поэтому мне проще посреди ночи поговорить с человеком и убедиться, что проблема решаема.
Сегодня, спустя 18 лет своей работы на станции, Наталья поняла: наверное, она достигла профессионального совершеннолетия, когда к ней обращаются за советами её наставники.
- Когда я пришла сюда впервые, была просто потрясена мощью станции, почувствовала, насколько мал человек по сравнению со своим же творением. И каждый день, идя на работу, я горжусь тем, что тружусь здесь. И менять свою любимую «троечку» на что-то другое не желаю.
О Ленине и дежавю
Второго нашего героя судьба свела с ТЭЦ-3 в начальной школе. Александр Мещеряков, старший машинист котельного оборудования, уже несколько лет работал на станции, но каждый раз у него возникало ощущение дежавю, когда проходил мимо памятника Ленину. «Что у меня с этим местом может быть связано?», - недоумевал Мещеряков. И лишь спустя время память вернула картинки из прошлого: 22 апреля 1968 года, средняя школа № 129. Третьеклассников принимают в пионеры на… ТЭЦ-3: станция в те годы шефствовала над школой!
- Это, видимо, судьба, - улыбается Александр Петрович, - раз впервые я в 10 лет побывал на станции, а потом пришёл сюда практически на всю жизнь.
На самом деле Мещеряков начинал свою трудовую деятельность на заводе подъёмных машин и механизмов, да потом приятель позвал на станцию. Причём Мещеряков, которому ближе цех ТАИ (тепловая автоматика и измерения), вполне мог туда и пойти, но тот самый знакомый сказал, что лучше работать в котельном цехе. Но когда он впервые через месяц работы в котельном цехе принёс «робу» постирать…
- С прежней своей работы я мог максимум халат в пыли принести. А тут «роба», вся белая и дубовая от пота. Мама тогда сказала, что если она встретит этого советчика, ему не поздоровится, - смеётся наш герой. - Но я за эти 32 года ни разу не пожалел, что пришёл сюда работать.
Мещеряков все эти три десятка лет учит своей профессии молодых специалистов.
- По тем, кто приходит, сразу видно, останутся работать или нет, - рассказывает Александр Петрович. - Иной и с профильным образованием приходит, но ему сразу «портфель» подавай, у другого 11 классов за плечами, но он готов и работать, и учиться. Я думаю, что образование - не главное, в первую очередь нужно желание работать, даже, я бы сказал, жить в энергетике.
Сменил реку на электричество
Руководитель Александра Мещерякова - Сергей Полников, начальник смены котельного цеха. Его стаж работы уже подбирается к 40 годам. Хотя он окончил речное училище, но по специальности не работал - отслужил в армии, а после неё пришёл на ТЭЦ-3. Причём дата трудоустройства особенная - 31.12.1976 г. Так что новогодняя ночь для Сергея Александровича - всегда двойной праздник.
- Хотел я, конечно, в турбинный цех, это же звучит так мощно, не то что котельный, - вспоминает события 1980-х ещё один герой. - Но в отделе кадров сидела очень мудрая женщина, она посоветовала сходить в оба цеха и сравнить. Мы были с другом, пришли в турбинный - вибрация, шум. Зашли в другой - тишина, тогда ещё котлы на мазуте работали. Решили остаться в котельном цехе.
Сейчас в подчинении Сергея Полникова 10 человек, со многими из них совместная работа продолжается уже не одно десятилетие.
- Я знаю, чем дышат эти люди, знаю, чего ожидать от каждого, и в каждом из них уверен, - говорит Сергей Александрович.
Его можно назвать родоначальником династии: на станции работала жена, теперь и сын пришёл в цех ПГУ-90, который вступил в строй в прошлом году.
- Он пускал ПГУ-90, можно сказать, за ключом сидел, - гордится сыном ветеран производства.
Что касается юбилея, начальник смены уверен - несмотря на 60-летнюю историю, у станции большое будущее: иначе не стоило бы и трудиться здесь.
Рад за станцию
Наш следующий герой работает в турбинном цехе - том самом, где и вибрация, и шумно, и тяжело работать. Тем не менее, Владимир Мешков, старший машинист турбинного отделения, как сам шутит - чуть старше станции: ей 60 лет, а ему 64. Владимир Иванович уже на пенсии, но готов трудиться до тех пор, пока будут силы:
- Раз меня держат здесь, значит, я ещё нужен. Могу не только сам трудиться, но и других обучать. Я очень рад, - говорит Мешков, - что сейчас идёт модернизация, оборудование меняют. Это правильно, и это надо делать вовремя, чтобы ТЭЦ могла ещё долго верой и правдой служить омичам.
Живёт в будущем
Дмитрий Прохватилов, руководитель направления подготовки и проведения ремонтов, в свою работу влюблён. И на вопрос, не хотел бы поменять свою жизнь, однозначно и категорично отвечает: «Нет, ни за что». Почему? Да потому, что энергетика для этого человека - призвание. Приехав в 1988 году с супругой в наш город, прикипел к нему.
- Я был волен выбрать любой город Зауралья, - вспоминает Дмитрий Анатольевич, - но Омск в то время - это было круто! Не Томск, не Барабинск, не даже Новосибирск - я не колебался, выбирая Прииртышье. И ни разу об этом не пожалел.
Супруга, с которой учились на одном потоке, сразу попала на ТЭЦ-3 и трудится здесь до сих пор. Дмитрий же вначале работал на ТЭЦ-4, позже перевёлся на «тройку».
Пройдя весь трудовой путь, как и положено, с рабочей должности, теперь Дмитрий Прохватилов планирует ремонтную кампанию целой станции на много месяцев и даже лет вперёд.
- У нас есть и 20-летний, и пятилетний, и трёхлетний, и годичный, и помесячный план ремонтов, - говорит руководитель. - Всё это мы потом защищаем, с цифрами в руках обосновывая те или иные действия. Могу сказать, что новый год для меня начинается где-то в апреле - уже тогда я должен иметь в руках уточнённый план ремонтной кампании следующего года. Более того, я ещё и слежу за ходом тех работ, которые выполняются в данный момент - будь то текущий или капитальный ремонт. Я не часто сижу за столом, постоянно в цехах - надо своими глазами видеть, что происходит, а из кабинета за всем не уследишь. Но мне это доставляет удовольствие: чувствую себя частью коллектива, частью моей родной станции.