Владимир Фокин: Талантов-самоучек у нас много

Владимир Фокин рассказал как в 28 лет попал во ВГИК. © / Александра Горбунова / АиФ

В Омске побывал режиссёр, народный артист РФ, руководитель творческой мастерской в легендарном ВГКИКе Владимир Фокин.

   
   

Индийское кино и немецкий язык

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Владимир Петрович, хочу вам передать большую благодарность от моей тётушки. Её дочь, а моя сестра, в детстве посмотрела ваш фильм «Александр маленький», он её потряс так, что она выучила немецкий язык и сейчас работает в посольстве в Германии. А у вас была такая история?

Владимир Фокин: В школе и после я учил английский язык, для меня немецкий был на уровне «Хенде хох» и «Матка, курка, яйки». А для этого фильма я выучил немецкий. У меня складывались эмоционально сложные детские роли, я с ужасом думал, как же я буду работать с этими детьми. В какой-то момент понял, что не обойдусь без немецкого языка – надо учить. Мне посоветовали тогда звезду лингвистики профессора Китайгородцеву, которая разработала по тем временам прогрессивную и совершенно новую систему изучения языков. Она должна была быть с полным погружением в языковую среду. Я два месяца жил в Германии, где вокруг говорили только по-немецки, я тоже начал общаться. Одно дело если чужой дядя сообщает, что делать, через переводчика и другое - когда говоришь с ними на одном языке. Я просил искать детей в детских домах, чтобы они имели сходный личный опыт. Я мог взять ребёнка, отвести, пошептаться с ним, а не делать это через третьего человека. Это очень мне помогло.

Жизненный опыт – плюс для режиссёра.

Про фильм, который бы меня потряс… Наверное, не было такого. Мы обожали кино, смотрели по несколько раз все советские фильмы, привозили французских режиссёров «Новой волны», итальянский неореализм. Кстати, индийское кино тоже! Там есть настоящий кинематограф, не только это их болливудское повидло. Мне нравится Сатьяджит Рай – великий режиссёр, в Индии есть его кинематографическая школа. Я работаю во ВГИКе, и на международную летнюю киношколу приезжают ребята оттуда, очень крепкие, талантливые. Вообще потрясающая страна, сколько традиций, как они умудряются сочетать и национальный колорит, и уже тысячелетиями сложившуюся жизнь. А драки какие в индийском кино, а танцы…

- В Омске на кинофестивале был Аркадий Инин. Он говорил, что вы с ним дружите.

- Правильно. Он старше меня на восемь лет, и мы учились в одном институте – Харьковском политехническом. Когда я пришёл, он уже был звездой. Был в институте театр эстрадных миниатюр, и он им заправлял. В миру его звали Алик Гуревич. Потом он женился на Инне Ивановой и в знак любви взял псевдоним Инин. Потом и в паспорте поменял фамилию, и сын его Димка тоже Инин. Из Гуревичей только вот его жена и осталась с прежней фамилией.

   
   

- В Омске вы что-то успеваете посетить?

- Я был в музее Врубеля, там отличный фонд, хотелось бы посетить музей Колчака, Достоевского, но время ограничено. В свое время я достаточно серьёзно помышлял об экранизации романов Фёдора Михайловича. Я знаю, что вы гордитесь - Достоевский у вас сидел. Расскажу одну историю. В Москве на фасаде госпиталя имени Бурденко увидел мемориальную доску – на белом мраморе золотыми буквами с гордостью начертано, что здесь скончался маршал Советского Союза Малиновский. Какой-то странной показалась эта мысль - будто достижение. Когда омичи гордятся своей причастностью к биографии Достоевского, это мне напоминает историю с госпиталем. Говорите, он тут начал писать?

- Мы любим цитировать, что «Омск – гадкий, пыльный городишко», когда что-то не так в жизни…

- Судьба так распорядилась, но никуда не деешься от факта, что писать он действительно начал здесь. Ведь до сих пор неизвестно, были ли к нему применены физические наказания, хотя, как к дворянину на это не имели права, но по некоторым репликам понятно, что это было. Сам факт, что каторга на него повлияла радикально, и он пересмотрел свои взгляды, нельзя отрицать.

Кино сейчас – сплошное развлечение.

У Достоевского люблю «Идиота», хотя и «Братьев Карамазовых» тоже. Я впервые увидел «Идиота» в кино в 1958 году и был ошеломлен. Наверное, этот фильм и произвёл такое впечатление, о чём вы спрашивали.  

Зачем ВГИК?

- Вы поступили во ВГИК достаточно взрослым человеком. Вам же было под 30?

- Мне, дураку, было 28 лет.

- Почему дураку? Вы кем были, если бы остались в профессии по диплому? До академиков дошли бы?

- Маловероятно. Кстати, для меня сегодня любительское кино представляет огромный интерес, потому что наша профессия утратила признаки сакральности. Я пришёл во ВГИК взрослым человеком, за плечами был политехнический институт, армия, где я командовал взводом, преподавал, была семья. Тогда на эту специальность – режиссёр – набирали всего 15 человек, при этом пять мест было для иностранцев, пять для представителей национальных республик. Я в здание ВГИКа заходил бочком, я думал, что я на этой Олимпийской горе случайно. Сейчас же можно в любом магазине купить камеру, да что там, телефон с функциями, и снимать своё кино. Знаете такую формулу Михаила Рома, что кинорежиссёром может быть любой человек, который не доказал обратного? Я считаю, что это абсолютно справедливое замечание. Талантливых людей на вольных хлебах гораздо больше, чем тех, кто учится профессии. В той же в Москве 29 киношкол.

- У нас несколько лет проводятся два кинофестиваля:  «Любительское кино + Profi» и «Движение». Вы приветствуете такие форумы?

- Конечно, и хорошо, что они проходят в провинции. Омск ещё и держит эту планку.

- А какой вам жанр ближе? Вы говорите, что не любите детективы, но сняли фильмы «Сыщик» и «ТАСС уполномочен заявить»…

- По мне, это не детективы. «Сыщик» - это история Давида и Голиафа. Хотелось доказать, что обычный человек – скромных физических возможностей и чистой души - силой своего духа может одолеть матёрого преступника. С «ТАСС уполномочен заявить…» история сложная. Я был то ли пятым, то ли шестым режиссёром на картине. Считается, что монтаж – моя сильная сторона, и меня уговорили просто перемонтировать, но когда я увидел материал, понял – надо снимать заново. И повесть Юлиан Семёнов написал наспех. А согласился, когда встретился с реальными людьми – прообразами героев Вячеслава Тихонова и Юрия Соломина. 

Досье

Владимир Петрович Фокин

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Народный артист РФ, член правления Союза кинематографистов РФ, действительный член Национальная академия кинематографических искусств и наук России, действительный член национальной кинематографической премии «Ника».

В 1967 году окончил электромашиностроительный факультет Харьковского политехнического института. В 1978 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Руководит актерской мастерской во ВГИКе. Снял такие известные фильмы, как «Смерть чиновника», «Сыщик», «Александр маленький», «ТАСС уполномочен заявить…», «До первой крови», «Пятый ангел», «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны». 

Смотрите также: