Как удешевить проект?
Всё-таки обидно за нас, омичей! Посмотрите, в соседних городах – Новосибирске и Екатеринбурге – метро успели построить. А нам, такое впечатление, просто не повезло. На нас нет денег. Можно ли как-то удешевить проект омского метрополитена и всё-таки его достроить?
По сравнению с классическим метро новосибирского образца, где используются составы из пяти вагонов, в омском варианте они будут трёхвагонными. Автоматизированная система будет регулировать интенсивность движения, чтобы пассажиропоток всегда оставался стабильным в любое время суток. К примеру, в часы пик поезда ходят чаще, в остальное время – реже. Таким образом, «воздух» возить не придётся. Энергосберегающие технологии позволят снизить общую потребляемую мощность метро на 30-40%, а специальная компьютерная система заменит труд значительной части персонала, который сократится почти наполовину.
По сути, речь идёт о так называемом «лёгком» метро. В отличие от классического, которое проходит исключительно под землёй, эксплуатация поездов в данном случае возможна в трёх вариантах – подземном, наземном, а также на мостах и эстакадах. У города появляется возможность развития транспортной инфраструктуры во всех направлениях.
Но чтобы достроить первый пусковой участок метро, необходимо 24 млрд руб., тогда как из федерального бюджета ежегодно поступает лишь около 1-2 млрд руб. Удешевление проекта омского метрополитена до такой мизерной суммы вряд ли возможно. В противном случае это уже будет не «лёгкое» метро, вернее – совсем не метро.
Почему трамвай лучше?
Говорят, из-за нехватки средств вместо метро в Омске появится «метротрам», который ещё называют легкорельсовым транспортом (ЛРТ). Но разве можно модернизировать наш городской трамвай, который вот уже несколько лет медленно умирает?
– Даже старенький омский трамвай всё-таки можно назвать легкорельсовым транспортом. Правда, он сильно отличается от современных скоростных трамваев, курсирующих по мегаполисам Европы и Юго-Восточной Азии. И его действительно будет сложно реанимировать. Я никогда не видел трамваев в таком плачевном состоянии. Они словно построены в начале прошлого столетия и едут как бы по земле, а не по рельсам. Ужасное впечатление!
И всё же я уверен, что будущее омского транспорта – это развитие трамвайной сети, а не метрополитена. Потому что город с численностью населения чуть больше одного миллиона не обеспечит для подземки достаточную загрузку. Посмотрите на эту проблему с точки зрения элементарных трудозатрат. Прорубать тоннели значительно сложнее, чем прокладывать трамвайные линии. Нужны разумные основания для того, чтобы нести столь значительные финансовые расходы и привлекать такие многочисленные трудовые ресурсы. Да, на модернизацию омского трамвая также необходимы определённые затраты. В некоторых районах города трамвайные линии давно не действуют и буквально вросли в землю. Однако деньги, необходимые на ЛРТ, всё же не сопоставимы с расходами на метро. В отличие от подземки, линии скоростных трамваев можно строить поэтапно. На строительство основных магистралей, соединяющих узловые точки города, потребуется, по приблизительным подсчётам, около 10 млрд руб. Кроме того, проект омского «метротрама» только предстоит создать, пока его не существует.
Чем заменить метро?
Не понимаю, какая разница: достраивать метро за 24 миллиарда или модернизировать городской трамвай ориентировочно за 10 миллиардов? Ведь всё равно из Москвы на эти цели поступает в разы меньшая сумма. И на какой транспорт нам, в конце концов, рассчитывать?
Выход из ситуации – активное развитие общественного транспорта, но Омск, напротив, стремительно теряет уже имеющиеся маршруты. Не секрет, что с начала апреля изменилось расписание 11-ти муниципальных рейсов. Так, перестали ходить автобусы № 15 – от ул. Партизанской до кирпичного завода, № 40 – от ул. Стрельникова до 12-го микрорайона и другие рейсы.По планам мэрии, автобусы с убыточных маршрутов перебросили на прибыльные. И опять всему виной экономическая целесообразность.
Глупо ждать денег на метро или «метротрам», если их с трудом хватает на автобусы.
Когда появится система?
– Мне кажется, надо думать о развитии транспортной инфраструктуры города в целом, а не только о метро. Причём планировать всё заранее, с цифрами, с определёнными показателями финансовых вложений. Кроме путепроводов и дорог предусмотреть развитую систему пешеходных и велосипедных дорожек, а также подземных переходов. Необходимо учитывать и то, где расположить парковки. Хорошо бы иметь интеллектуальную систему, которая могла бы отслеживать пассажиропотоки в режиме реального времени. В Москве, например, такая система подразумевает оптимизацию городских маршрутов и монтаж современных систем информирования пассажиров – от электронных табло на остановках до разработки новых приложений для мобильных устройств. Следует управлять городским пространством комплексно.