Накануне 23 февраля Омск захлестнуло патриотической волной. Круглые столы, посвящённые воспитанию молодёжи, тематические уроки в школах, концерты. В этой праздничной суматохе Дня защитника Отечества как-то забывается, почему молодое поколение не рвётся пополнить ряды Вооружённых сил РФ. Умереть не боятся - на границе всё спокойно. Боятся потерять работу, учёбу, вычеркнуть год из своей жизни. На другой чаше весов - бесценный опыт и вроде как долг Родине. Увы, то, за что умирали наши деды, сейчас вспоминают в последнюю очередь.
Виновных нет
Сегодня недоумение вызывают случаи, когда призывники погибают не с автоматом в руках, а в воинской части, едва туда добравшись. В декабре 2012 года в Кемеровской области умер солдат из Омска Саша Грунденталлер. Причиной стал отёк лёгких, вызванный пневмонией. За несколько дней до трагедии новобранцы воинской части принимали присягу на морозе, перевалившем отметку в -30°С. Тогда заболели многие солдаты, в том числе и Саша. За три дня до смерти он рассказал родственникам по телефону, что простужен и в казарме холодно. Близкие люди считают, что причиной его смерти стала не столько пневмония, сколько не оказанная вовремя помощь. После смерти Саши в военной части началась проверка, в том числе связанная с участившимися случаями неуставных отношений, проще говоря - дедовщины. Кого винить в смерти омского призывника, тоже непонятно. Сибирские морозы? Врачей, которые не спасли человека?
Портрет призывника: | |
---|---|
72% призывников не имеют ограничений по состоянию здоровья. 74% призывников воспитывались в полных семьях, 27% - в неполных. 5% молодых людей имеют первый спортивный разряд или спортивное звание. 47% получили до призыва профессиональное образование. 31% призывников исполнилось 18 лет, 25% - 19 лет, 43% старше 19 лет. |
Накануне 23 февраля наверняка не вспомнят и ещё одного новобранца - Романа Суслова. Парень вместе с другими призывниками в мае 2010 года в сопровождении лейтенанта отправился служить на Дальний Восток, но до места не доехал – на третий день пути его нашли повесившимся в туалете поезда. В те трагические дни родные Романа не раз говорили, что в его самоубийство не верят, так как, уже находясь в дороге, он им писал тревожные смс и в телефонном разговоре сообщил, что «меня либо убьют, либо сделают дураком». Что подвигло здорового, перспективного парня, любящего своего маленького сына, на такой страшный шаг – уже навсегда останется тайной.
Да, такие ситуации единичны, но ведь даже пары показательных примеров достаточно, чтобы своих сыновей матери провожали на службу с опаской. Кстати, для решения спорных вопросов в Омске уже 20 лет действует комитет Союза солдатских матерей.
Армейский детектив
Ещё одна проблема - призывники продолжают «косить». И хоть способы в основном стандартные - «не получить» повестку и улизнуть от всевидящего ока призывной комиссии, порой случаются детективные истории. Омич Александр Наумов честно хотел отслужить в армии два раза. Того, что призывная чехарда затянется на шесть лет, он никак не ожидал. В первый раз перспектива надеть кирзачи появились на горизонте после отчисления из института. Проведя всё лето с мыслями об армии, он решил отложить служение Родине и вновь поступил в вуз. После получения диплома началась история с названием «Армия. Часть вторая».
- Я окончательно настроился на службу и поехал на сборный пункт, - вспоминает Александр. - Творилось там нечто странное. Нетрезвые призывники, едва отметившие собственные проводы в армию, терпеливо ждали своего, как здесь называют, «покупателя». Напоминает рабовладельческий строй: приходят люди с достатком (начальники военных частей) и выбирают себе рабов (солдат). Своего «хозяина» я так и не дождался, до сих пор не понимаю, почему. Всех, кто там был, разобрали по частям, а меня нет. И отпустили на два дня домой…
Оказавшись дома, Александр, обидевшись на все Вооружённые силы РФ сразу, вызвал «Скорую помощь». Чувствовал он себя неплохо, но врачи, зафиксировав повышенное давление, посоветовали обратиться в больницу. В повышенное давление военкомат верить отказывался и не хотел присуждать степень «ограниченно годен». Дескать, состояние пограничное, и никакой военник вам не светит. Потенциальный призывник апеллировал к законодательству, и повторная врачебная комиссия всё-таки состоялась. Правда, в прямом смысле слова, на бегу.
- Ничего не спрашивали, не смотрели, в каждом кабинете врачей автоматически ставили «годен», - продолжает Александр. – Я взял копию заключения врачебной комиссии и подал в суд, после чего военный комиссар округа топал ногами и кричал, что таких особо вредных призывников отправляют служить куда подальше. Спрашивал, через какую контору я провернул всю историю с медицинскими справками. Удивился, что никаких подставных документов и фирм не было. Кстати, дело из суда мне вернули, я перепутал Советский окружной суд с Первомайским… Подавать заново не стал – призыв уже закончился, и военный билет мне вскоре выдали совершенно спокойно.
О придуманных диагнозах
Отметим, что показатели по здоровью будущих солдат в Омской области довольно хорошие. 72% молодых людей за осенний призыв оказались годными к службе в армии. 67,6% - показатель по России.
Те уклонисты, кому так и не повезло бесплатно получить военный билет, ищут «встречи» с ним всевозможными окольными путями. По слухам, от 50 до 100 тысяч рублей в Омской области достаточно, чтобы военник перекочевал в ваш карман. Но это тоже как повезёт. Некоторые несостоявшиеся защитники Родины и вовсе платили дважды. Проще было бы отслужить - бесплатно и нервы в порядке. Что касается официальных способов «откосить» и обнаружить у себя какую-нибудь болячку, то в этом деле помогают несколько омских фирм. Их объявлениями минувшей осенью было обклеено полгорода.
Военный комиссар Омской области Юрий Трубин всерьёз эти организации не воспринимает:
- Да, нам пишут жалобы из этих контор листов на 10-20, но нет ещё ни одного дела, которое эти организации выиграли бы по отношению к призывникам. Деятельность у них законная, но идёт она в разрез с нашей. Если человек всё-таки получает военный билет, то, скорее всего, было оспорено решение призывной комиссии. Эти организации не альтруисты, и за свои услуги выставляют серьёзный ценник. Если у призывника или его родителей есть сомнения, то не надо бежать в прокуратуру или суд. Не согласны с заключением районной комиссии? Обращайтесь в областную. Есть моменты, которые областная комиссия отменяет. Это нормальный процесс, для этого и существует многоступенчатая система медобследования. Все эти конторы искусственно затягивают период прохождения воинской службы, то есть человек не попадает в этот призыв, не попадает в следующий. Выстраиваются многоходовые операции.
Придумывание болячек – занятие неблагородное и оборачивается для призывника неблагоприятными последствиями.
- Есть случаи, когда молодые люди подают в суд и требуют, чтобы их призвали в армию, - рассказывает Владимир Семутенко, председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата Омской области. – В своё время они «организовали» себе болезнь, а потом служба в Вооружённых Силах им срочно понадобилась. Например, при устройстве на работу. Они требуют переосвидетельствования. Поэтому я всегда говорю родителям, что не надо делать детей больными, этим вы затрудните жизнь своему же ребёнку. Если он в дальнейшем захочет работать в силовых структурах, его никогда в жизни туда не пропустят.
Жизнь солдата в цифрах и фактах
СКОЛЬКО И КУДА ПРИЗВАЛИ ОСЕНЬЮ 2012 ГОДА?
11 727 человек вызывались на призывные комиссии, 11 685 из них явились в военкомат.
3 528 человек призваны на службу, отправлены 3 154.
В основном омичи служат в сухопутных войсках. Части располагаются от Калининграда до Владивостока.
490 человек остались служить в Омском гарнизоне (призывники, которые имеют тяжёлое семейное положение: больных или пенсионного возраста родителей; беременных жён).
10 человек отправлены на альтернативную службу в организации, расположенные на территории региона. Основная причина замены военной службы - принадлежность к религиозным организациям.
Армия - это нормально
Старшее поколение уверено, что армия - это школа жизни, которую пройти заочно невозможно.
Есть альтернатива службе
- На сегодняшний день в нашем учреждении трудятся четыре солдата, выбравших альтернативную военную службу, - комментирует Вадим БЕРЕЖНОЙ, главный врач БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр министерства здравоохранения Омской области» (бывшая МСЧ № 10). - Всего же у нас служило шесть солдат, выбравших этот вид службы. Ребята работают санитарами, а это значит, что у них достаточно серьёзные нагрузки. К своим обязанностям ребята относятся очень ответственно и исполнительно. Отдельно могу сказать об их человеческих качествах - эти парни очень отзывчивые, порядочные, трудолюбивые.
Мнение эксперта:
- Как омские призывники «косят» от армии? Ничего нового они не придумывают. Молодые люди просто избегают получения повестки - это самый веский аргумент, которым они оправдывают своё бездействие. Например, человек прописан по одному адресу, а проживает по другому. Кто-то пытается уехать на север и устроиться на работу там. Поэтому наша проблема именно в оповещении. Если ты расписался за получение повестки и не явился на заседание призывной комиссии, то тебя можно привлечь к уголовной ответственности. Планового розыска у нас нет, но уклонистов сейчас стало меньше. Общество приходит к тому, что лучше отдать свой долг и жить как настоящий гражданин своей страны, не бегать и не прятаться по углам. Всё-таки ужесточается процесс выдачи загранпаспорта, проведение каких-либо регистрационных действий. Без службы в армии могут возникнуть проблемы.
Компетентно:
- Армия очень сильно меняет человека, особенно молодого. Ты всегда жил дома, с родителями, а потом в одно мгновение тебе нужно стать самостоятельным. Взрослеешь только так! Армия учит дисциплине, трудолюбию, учит быстро думать. Я два года отслужил в Красноярской области недалеко от Норильска в радиотехнических войсках. Не зря говорят: что не понимаешь на гражданке, понимаешь в армии. Мы понимали, что все вместе защищаем Родину. Люди меняются со временем, сейчас ушло понятие патриотизма, у молодёжи нет рвения защищать Родину. Конечно, не только молодые люди виноваты, армия тоже изменилась. Многие семьи не хотят рисковать своими детьми, и это можно понять. Проблема в том, что у молодых людей нет мотивации для службы. Нет уверенности в том, что после армии будет возможность учиться и работать там, где они захотят.