Основная цель партнёрства, прописанная в его учредительных документах - формирование организационных, экономических и правовых условий свободной конкуренции в сфере ритуального обслуживания для обеспечения и защиты интересов потребителей. А для того чтобы этой цели добиться, считают члены партнёрства, нужно коренным образом поменять ситуацию, сложившуюся в омском похоронном бизнесе.
Бесконтрольность - катализатор коррупции
Сегодняшнее отсутствие внятной государственной политики в отношении похоронного дела порождает огромное количество жалоб от людей на безобразное состояние кладбищ и недееспособность похоронных предприятий (особенно муниципальных). Поборы на кладбищах, продажа информации о смерти, недобросовестная конкуренция - вот отличительные черты похоронного бизнеса. А люди тем временем практически ничего не знают о своих правах и перечне бесплатных услуг в этой сфере.
- Правоохранительные органы предпочитают не вмешиваться в происходящее, за исключением участковых, которые сделали для себя торговлю информацией о смерти человека источником дополнительного дохода, - говорит Валерий Никишин, директор НП «Содействие развитию похоронной отрасли Омской области». - Конкуренция в Омске вышла за рамки разумного. Борьба за клиента между ритуальными конторами идёт не за счёт повышения качества и снижения стоимости услуг, а за счёт финансирования информаторов. У нас фактически госслужащие (участковые милиционеры) и медики нарушают закон о персональных данных, передавая сведения об умерших частным агентам, а впоследствии, получая от них «вознаграждение» за информацию.
Если быть точнее, то деньги информаторам платят родственники покойного, поскольку такое «протежирование» автоматически увеличивает их расходы на 6-8 тысяч. Граждане должны об этом знать и ни в коем случае не платить за такие «услуги».
Мутный бизнес
Настоящая ахиллесова пята в процессе цивилизации отрасли, считает Валерий Никишин, это поборы на кладбищах. Омские кладбища - сфера влияния муниципального предприятия КСУ:
- В соответствии со ст. 18 закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые и определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, законом о погребении не предусмотрена. Таким образом, статус специализированной службы не может служить основанием для предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг и передачи ему полномочий органа местного самоуправления. Соответственно омское МП КСУ не имеет права на доминирование в отрасли. Что же в действительности? А реальность такова, что КСУ у нас не только монополист, диктующий условия всем участникам рынка, но и монополист «непрозрачный».
Например, в СМИ представителями КСУ декларируется стоимость захоронения в 5 тысяч рублей. Но любой человек, кто хотя бы однажды хоронил кого-то из близких, назовёт цифру не меньше 20 тысяч. Нет доступных информационных источников, разъясняющих механизм ценообразования КСУ. У них установлен норматив на копку могилы - 3 дня (!), но все при этом знают: если заплатишь - выкопают и через час. На благоустройство городских кладбищ муниципалитет ежегодно выделяет средства, но каждый, кто хотя бы однажды бывал на наших кладбищах (даже на мемориальном), может сам посмотреть, насколько эффективно эти средства используются. Почти на всех кладбищах центральные аллеи и несколько прилегающих к ним имеют вполне презентабельный вид, но ближе к окраине - настоящая помойка. На территории кладбищ реализуются ритуальные товары и памятники без договоров аренды земли. За въезд на кладбище берутся деньги.
Таких примеров множество, и при всей коммерческой деятельности комбинат как предприятие оказывается нерентабельным. Зачем нужно такое муниципальное предприятие? Надо создавать безубыточное предприятие под управлением эффективного менеджера или реформировать КСУ. А кладбища должны находиться в ведении органов местного самоуправления, чтобы исключить коррупционную составляющую и, как следствие, поборы на кладбищах города.
Ещё одна важная задача, которую ставят перед собой члены некоммерческого партнёрства - инвентаризация кладбищ, поскольку неучтённая земля - весомая теневая составляющая кладбищенского бизнеса.
Во многих городах уже проведены инвентаризации захоронений и сделаны карты кладбищ по принципу «2ГИС». Как показывает практика и опыт наших соседей, после инвентаризации выясняется, что до 20% могил на кладбищах фактически бесхозные, соответственно, пятая часть кладбищенского пространства используется неэффективно. В то же время на месте заброшенного захоронения можно произвести новое, на сегодняшний день это никому не подконтрольно, и на этом пока неплохо зарабатывают.
С мёртвой точки
Обо всех слабых сторонах ритуальных услуг можно рассуждать много. Вместо разговоров надо в корне изменить систему. Некоммерческое партнёрство «Содействие развитию похоронной отрасли Омской области» готово взять на себя в этом деле роль координатора. Руководители предприятий, вошедших в состав некоммерческого партнёрства, готовят к представлению свои предложения в администрацию города, горсовет, УФАС, прокуратуру и УМВД России по Омской области. Одно из основных предложений сводится к тезису: должен осуществляться общественный контроль в похоронной сфере Омской области. А поскольку кладбище - это общественное место, общественность должна следить за тем, в каком состоянии оно находится, как убирается, как благоустраивается и т. д. Для этого нужно возобновить работу попечительского совета для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела.
Напомним, создание этого специализированного органа из числа представителей религиозных, общественных и других организаций регламентировано решением Омского городского Совета № 266 от 22 июля 2009 г. «Об организации похоронного дела в г. Омске». К сожалению, его деятельность так и осталась лишь прописанной на бумаге. Некоммерческое партнёрство, в свою очередь, создаёт Общественный наблюдательный совет по вопросам похоронного дела в Омской области.
Кроме того, уже действует телефон «горячей» линии 26-97-27, куда могут обращаться все жители Омска, столкнувшиеся с той или иной проблемой в сфере ритуальных услуг, а при необходимости будет оказываться квалифицированная юридическая помощь. Ну а чтобы решение этих проблем сдвинулось с мёртвой точки, нужно переводить бизнес в цивилизованные рамки. Это и станет сверхзадачей для созданного некоммерческого партнёрства.
Опровержение
Публикуем выдержку из вступившего в силу решения Восьмого арбитражного апелляционного суда Омской области:
«Признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию МП г. Омска «КСУ» сведения, распространённые в газете «Аргументы и факты в Омске» № 16 (625) от 18.04.2012 в статье под названием «Другой взгляд: Похоронный бизнес с независимой позиции», а именно:
- «а реальность у нас такова, что КСУ у нас не только монополист, диктующий условия всем участникам рынка, но и монополист «непрозрачный»;
- «например, в СМИ представителями КСУ декларируется стоимость захоронения в 5 тысяч рублей. Но любой человек, кто хоть однажды хоронил кого-то из близких, назовет цифру не меньше 20 тысяч. Нет доступных информационных источников, разъясняющих механизм ценообразования КСУ»;
- «почти на всех кладбищах центральные аллеи и несколько прилегающих к ним имеют вполне презентабельный вид, но ближе к окраине – настоящая помойка»;
- «на территории кладбищ реализуются ритуальные товары и памятники без договора аренды земли»;
- «…и при всей коммерческой деятельности комбинат как предприятие оказывается нерентабельным»;
- «неучтенная земля – весомая теневая составляющая кладбищенского бизнеса».
На правах рекламы
Смотрите также:
- Кладбищенская тишина. Как похоронить близких и родных без переплаты →
- Расширить возможности: Инвалиды стремятся в он-лайн →
- Лучший попутчик вашего бизнеса! →