Сибирский Вавилон. Борис Коников об археологическом парке «Стоянка Омская»

Во время раскопок археологи находят много частей древних предметов. © / Из личного архива

Уже на этих выходных Омск отметит свою 299 годовщину, а символические часы, установленные на улице Думской, начнут отсчитывать время до следующего юбилейного августа. С какими итогами мы встретим 300 лет? Об этом «АиФ в Омске» поговорил с Борисом Кониковым, историком, археологом, научным руководителем уникального археологического памятника «Стоянка Омская».

   
   
Борис Коников. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Любовь к прошлому

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Борис Александрович, археологический памятник «Стоянка Омская» открыт 97 лет назад, но экскурсии здесь проводят только с прошлого года. У омичей вырос интерес к археологии?

Борис Коников: Эпизодические экскурсии существуют с 2012 года, а с прошлого лета они проводятся каждый четверг. Мотив очень ясный: Омск приближается к своему юбилею, а этот археологический памятник и люди, когда-то жившие здесь, сформировали культуру, на которую в 1716 году и встал наш город. Мы не первые на этой земле, и знать это необходимо. И чувство любви к прошлому – оно очень важное, без него мы так и будем бросать бумажки мимо урн. Как бы смешно это ни звучало, но взаимосвязь очень глубокая. Конечно, у меня язык не повернётся сравнить «Стоянку Омскую», например, с египетскими пирамидами. Но в масштабах Западной Сибири это выдающийся археологический памятник, где было найдено более 20 тысяч артефактов. Я называю это место Вавилоном. Сибирским Вавилоном. Каждый год мы находим подтверждения тому, что не только на месте стоянки, но и всего Омска здесь до XVIII проживало огромное количество этносов, десятки разных народов, говорящих на разных языках и принадлежащих к разному антропологическому типу. Если до исследования стоянки учёные предполагали, что территория Омска находилась если не в эпицентре, но в культурной среде, то раскопки показали – здесь имели место события евразийского масштаба.

Фото: Из личного архива Бориса Коникова

– Что касается найденных артефактов, то не так давно презентовали доспехи древнего воина, которые перевернули представления о том, как жили люди на территории Омской области…

– Это доспехи бронзового века, найденные в 2013 году. Они относятся к концу третьего тысячелетия до н.э., им 5 тысяч лет. Точную дату пока назвать не можем, пластины доспехов отправлены на исследования в зарубежные лаборатории. И, кстати, эта находка полностью поменяла представления о том, кто и как здесь жил. Культура народа, жившего на территории Омска, оказалась на порядок выше, чем мы это представляли до 2013 года. Да, это самые древние и самые целые доспехи, найденные в Евразии. Многие пластины разбиты на сотни кусочков, и реставраторы теперь их должны соединить, как пазл. Надеемся, что когда доспехи приведут в порядок, то их будут экспонировать в одном из музеев Омска.

– Есть ли шанс обнаружить подобные находки на территории стоянки?

– Безусловно. «Стоянка Омская» находилась в удобном географическом месте. Через эту территорию по Иртышу шло много ценных товаров. Есть письменные азиатские источники, в которых упоминается об ответвлении Великого Шелкового пути, соединявшего Китай с Римом и Византией. Оно шло вдоль Иртыша. Я думаю, что стоянка была одной из торговых перевалочных баз, где кипела жизнь. Так что надо набраться терпения и постепенно искать археологические богатства. Кстати, есть планы вписать «Стоянку Омскую» в городской ландшафт, то есть сделать музей под открытым небом.

   
   
Фото: Из личного архива Бориса Коникова

– Вот вы проводите археологические экскурсии, про уникальные артефакты рассказываете, но проблема-то куда глобальнее – большинство людей в городе даже не в курсе, где проходили границы первой Омской крепости. В преддверии 300-летия пробелы в исторических знаниях особенно остро ощущаются.

– Замечательный краевед Андрей Палашенков ещё в 1953 году говорил о том, что «Стоянку Омскую» нужно сделать достоянием школьников. А систематические экскурсии у нас начались только с 2014 года! 62 года прошло! Ещё проблема в том, что у нас нет интересных научно-публицистических книг по историю Омска. То есть, историки, по сути, пишут книжки сами для себя, но не для людей.

– Да чего уж там книжки, у нас и краеведения-то в школах давно нет.

– Его лет 20 назад убрали из школьной программы. Да, это безобразие, и многих учителей в школах до сих пор этот факт возмущает. Но вернуть краеведение в школы – это право региональной власти. И возвращать его необходимо, потому что тревожно, когда коренные жители не знают, в каком именно месте основали город. 

Фото: Из личного архива Бориса Коникова

Кому памятник?

– Перед 300-летием многие историки спорят на тему того, кому необходимо установить памятник. Кто-то активно агитирует за монумент Петру I, так как Омск – петровский город, кто-то вспоминает Колчака и Бухгольца. А вы как думаете?

– В первую очередь нужно привести в порядок шар на площади Бухгольца, он же из фанеры сделан. Основателей Омска тоже нужно каким-то образом отметить и вспомнить, может быть, создать какой-то специальный барельеф на этом шаре. Не помешал бы монумент поэту Анненскому, который родился в Омске. Обязательно нужно к 2016 году ставить памятник Колчаку, который давно готов. Бунин правильно говорил, что имя адмирала будет вписано в историю золотыми буквами. Во время Гражданской войны не было белых и пушистых ни среди красных, ни среди белых. Это правила и закон Гражданской войны.

Петру I памятник, конечно, тоже не помешал бы, но физически его невозможно успеть сделать. Работами замечательного омского скульптора Александра Капралова тоже необходимо наполнять городское пространство. Проектов много, но, к сожалению, юбилей города запустили, начинать готовиться к нему нужно было раньше. И, главное, нельзя зацикливаться на цифре 300. Надо же понимать, что Омск будет жить и после 2016 года.

Фото: Из личного архива бориса Коникова

– Вы согласны с тем, что в эстетическом плане Омск, мягко говоря, не самый красивый город в России? Но всё, что сейчас делают для улучшения городского пространства, будь то реконструкция улиц Валиханова или Ленина, почему-то воспринимается населением в штыки.

– Единственное, что портит облик  Омска, с моей точки зрения, – это точечная застройка, в других городах – Екатеринбурге, Новосибирске – такого беспорядка нет. Что касается улицы Чокана Валиханова, то её уже начинают воспринимать в новом виде, к ней омичи привыкли. Если говорить о реконструкции улицы Ленина, то это чудо, эти московские торговые ряды, которые появились в конце XIX – начале XX века, обязательно нужно сохранять. И, на мой взгляд, это должно быть музейно-культурное пространство. Это место не для фешенебельных магазинов.

– Но ведь там исторически и были магазины, будет странно, если вместо них там появятся музеи…

– Я не против магазинов или кафе, они нужны, но не в таком количестве. Музеев в Омске вообще очень мало. И разговоры о кризисе или об отсутствии денег меня всегда смешат. Кризис уходит, а жизнь продолжается. Это просто нежелание что-либо делать.

Фото: Из личного архива Бориса Коникова

– Без финансирования извне культура уже не проживёт? Сейчас стало обычным делом, когда различные выставки спонсируют предприниматели. Искренни ли меценаты? Или просто хотят табличку со своим именем в музее повесить?

– Ещё лет 7-8 назад такие формы взаимодействия бизнеса и культуры не сильно приветствовались. Однако сейчас есть люди, которые искренне хотят помочь музеям, стать спонсором. Да, их имена упоминаются, и ничего плохого в этом нет. На Западе миллионеры вообще часто всё своё имущество музеям завещают. В России нужно просто уметь найти подход к нашим бизнесменам.

– В преддверии 299-й годовщины города не могу не затронуть тему «не пытайтесь покинуть Омск». Она, конечно, уже набила оскомину, но, если верить статистике, миграционная убыль населения по-прежнему высока. Молодёжь уезжает при первой возможности, несмотря на клятвы властей о том, что город превратится в сказочное королевство. Стоит ли удерживать людей?

– Если человек ищет для себя лучшее место и то, где он может приложить свои силы, – это нормальное явление. Тем более что уровень зарплат для молодежи в Омске не соответствует их потребностям. Как им с такой зарплатой за ипотеку платить? Вторая причина – отсутствие по-настоящему интересных проектов в городе. Молодёжные движения возникают, но их не сильно продвигают. В один момент ситуацию не исправишь, необходимы десятилетия. Молодёжь умеет мыслить нестандартно, и омским властям нужно использовать это для улучшения жизни Омска.

Фото: Из личного архива Бориса Коникова

Досье
Борис Коников – кандидат исторических наук, профессор ОмГПУ, заслуженный деятель культуры Омской области, председатель Общественного совета при региональном минкульте. Бывший директор музея им. Врубеля. Сейчас работает советником генерального директор радиозавода им. Попова и является научным руководителем археологического памятника «Стоянка Омская».