В соответствии с законодательством с 1 января услуги по предоставлению электроэнергии, холодной и горячей воды на общедомовые нужды переведены из разряда коммунальных услуг в жилищные. Квитанции за ОДН стали выставлять управляющие организации, расчёт производился по нормативу. Переход на эту систему начислений привёл к тому, что суммы в квитанциях омичей резко увеличились. К 1 июня Региональная энергетическая комиссия должна была посчитать новые, оптимальные нормативы.
Утверждение норм потребления вызвало серьёзную полемику в омском ЖКХ. Существовал вариант, при котором ситуация могла сместиться в другую крайность — были бы приняты заведомо заниженные нормативы. Такое решение только при поверхностном взгляде было бы на руку омичам. На самом деле, не всё так однозначно.
Завышенные цифры вредны и опасны как для собственников, так и управляющих компаний. Они несут с собой дополнительные «коммунальные» расходы для населения, рост неплатежей, убытки управляющих компаний и другие финансовые проблемы.
Однако и низкие нормы потребления, которые не покрывают фактические затраты ресурсов, также чреваты неблагоприятными последствиями. Очевидно, что объём средств, собираемых с рассчитывающихся по заниженным нормативам жителей многоэтажек, в этом случае бы существенно снизился. Цифры в счетах, которые ресурсоснабжающие организации выставят управляющим компаниям за фактически потреблённые ресурсы, будут на порядок больше. И не оплатить эти счета УК не могут. Такая ситуация как минимум ударила бы по проведению текущего ремонта многоквартирных домов. Как максимум — привела к банкротству управляющих компаний. О том, что такая перспектива отразиться и на собственниках жилья, говорить излишне.
Ещё один немаловажный момент - заниженные нормативы закладывают настоящую «бомбу» под выполнение требований 261-го Федерального закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности. У жителей многоквартирных домов, по сути, пропадает стимул устанавливать приборы учёта — зачем, если норматив и так низкий? Самостоятельно «оприборивать» дома управляющие компании не имеют права — требуется решение собственников, которого в условиях низкого норматива не будет. В результате, де-юре закон на территории Омской области продолжил бы действовать, а де-факто был бы «похоронен».
«Наведение порядка в сфере потребления ресурсов и расчётов за них в такой ситуации стало бы едва ли возможным, - считает Олеся Воропаева. - Люди были бы лишены интереса рассчитываться по приборам учёта. А, рассчитываясь по счётчикам, мы считаем и своё и общественное потребление, начинаем разбираться в этих цифрах, ищем причины большого потребления. Где виновата управляющая компания, допустившая различные утечки. А где и идёт несанкционированное потребление, или, проще говоря, воровство. При низких нормативах такой анализ будет невозможен».
Заниженные нормативы закладывают настоящую «бомбу» под выполнение требований 261-го Федерального закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности.
То, что кажущаяся выгода новых нормативов на деле обернётся проблемами понимали и дальновидные жители многоквартирных домов. «Считаю, нормативы должны быть не завышенными или заниженными, а по возможности объективными, близкими к реальным цифрам, - поделилась мнением представитель собственников дома по ул. 70 лет Октября, 10 Наталья Шульженко. - Если за ОДН мы будем платить меньше, управляющая компания всё равно должна будет рассчитываться с «ресурсниками» в полном объёме. Для дома это обернётся недовыполнением текущего ремонта. Сейчас мы многое делаем по ремонту дома, собираемся вот менять систему отопления. И, конечно, нам бы не хотелось, чтобы всё это оказалось под угрозой срыва».
В итоге РЭК приняла к сведению аргументы всех заинтересованных сторон и приняла норматив, максимально приближенный к объёмам фактического потребления. Как сообщает пресс-служба ведомства, нормативы по электроэнергии разбиты на 6 категорий в зависимости от имеющегося в домах энергопотребляющего оборудования. В среднем в Омске квартира площадью 33 кв.м. по новым нормативам платит порядка 50-60 рублей вместо 160-180, оплачиваемых раньше по старым.
Нормативы ОДН на холодную и горячую воду совпадают по размеру. Они дифференцированы по этажности домов и степени благоустройства. От ранее действовавших они отличаются незначительно, но в целом немного снизились. В 5, 7, 8, 13 и 15-этажных домах с максимальной степенью благоустройства, а также по 4 категориям домов с прочими степеням благоустройства произошёл небольшой рост. Так, по самой массовой категории домов (5-этажным домам с максимальной степенью благоустройства) значение норматива возросло на тысячную долю, рост платежа за квадратный метр составил 1 тысячную копейки.
Кроме этого, в Госдуме рассматриваются возможные изменения в Жилищный кодекс, в случае утверждения которых жители смогут выбирать способ учёта ресурсов на ОДН – по нормативу или согласно показаниям счётчиков, то есть по факту. Чтобы выбрать второй способ, собственникам необходимо будет принять решение на общем собрании.
В домах, оснащённых счётчиками, где жители совместно с управляющими компаниями навели порядок с учётом данных (своевременно сдают показания квартирных счётчиков, отслеживают объёмы потребления, выявляют жильцов, манипулирующих с приборами учёта, ликвидировали безучётное потребление, провели энергосберегающие мероприятия) более выгодно производить оплату по фактическим показаниям приборов учёта. В остальных случаях выгоднее оплата по нормативу.