На вопросы отвечает Александр Новохов, начальник второго территориального отдела государственной жилищной инспекции Омской области:
Крыша течёт
Уже несколько лет, несмотря на проведённые ремонтные работы, у нас протекает крыша. Была комиссия из ГЖИ, но во время дождей и схода снега жителей верхних этажей всё равно топит.
– Для того чтобы понять причины протечки и установить виновных лиц, вам необходимо обратиться с письменным заявлением в нашу инспекцию. Мы проведём проверку, и по итогам выдадим предписание по устранению нарушений. Если такая работа уже проделана, то вам необходимо отследить судьбу решений по проведённой комиссии. Сотрудники госжилинспекции всегда устанавливают сроки исполнения предписаний, и значит, в данном случае на ремонт крыши был отведён определённый срок. По его истечению ведомство должно было проверить, отремонтировали всё же вашу крышу или нет. Если нет, значит, мы направили протокол неисполнения в мировой суд. Здесь должны принять решение о наказании виновных, вплоть до дисквалификации руководителя вашей управляющей компании.
В нынешней обстановке УК просто не может не реагировать на наши проверки. Ведь при неисполнении двух предписаний подряд дом просто исключат из лицензионного списка УК, что совершенно невыгодно управленцам. Поэтому рекомендую вам внимательно ознакомиться со всеми документами этого дела. Их вам предоставят по письменному заявлению по адресу ул. Булатова, д. 68. Напомню только, что гарантийные сроки по проверке проведённого ремонта и соответствующая претензионная работа должна быть проведена в течение 2 лет с момента его выполнения. Позже уже будет сложно доказать наличие дефектов.
Плата за пол
У меня неприватизированная квартира, где я живу по договору социального найма. Кто должен ремонтировать прогнивший пол на кухне?
– Так как ваша кухня не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, то обратиться в ЖКО за бесплатным ремонтом невозможно. Они могут оказать услугу по ремонту по вашей заявке на платной основе. Чтобы точно сказать, отремонтирует ли муниципалитет ваш пол, нужно внимательно ознакомиться с условиями договора. Возможно, это ваша прямая обязанность, возможно, только частично расходы по ремонту лягут на вас. По закону, собственник или наниматель жилья обязан поддерживать его в удовлетворительном техническом и санитарном состоянии.
Дорогая уборка
Графа за уборку подъезда в нашем доме тянет на 9 700 рублей. Техничка по факту за три ежемесячные уборки получает 300 рублей, т.е. 3 600 рублей в год. Хотелось бы разобраться, куда идут остальные средства.
– Не совсем корректно вмешиваться в коммерческие отношения между собственниками и управляющей компанией. Возможно, это налоги на зарплату той же технички. Кроме того, по закону, в подъезде должны проводить не только две влажных и одну сухую уборку в месяц. Также раз в полгода моются окна, проводится уборка остальных нежилых помещений. Соответственно, оказание услуг – платное. В любом случае, по Постановлению правительства № 290 ЖК РФ, такая услуга входит в минимальный перечень, и должна быть оказана вашей управляющей компанией.
Неведомый тариф
В квитанциях от УК «Кристалл-2» появилась графа «Организация работ по выполнению коммунальных услуг». Её тариф – 1,61 рубль с каждого квадратного метра жилья. Хотелось бы уточнить, что это за услуга.
– Для этого вам стоит обратиться в саму управляющую компанию, а также уточнить, голосовали ли собственники в вашем доме за данный тариф или нет. Со своей стороны могу предположить, что в соответствии с действующим законом, согласно которому УК является поставщиком коммунальных услуг, и значит, должна предварительно закупить определённый объём ресурсов у ресурсных организаций. Затем – перепродать его вам, жильцам. Скорее всего, эта собранная с собственников сумма закладывается на ведение абонентской и претензионной работы по снабжению дома. При этом с собственниками многоквартирного дома УК должно заключить договор управления, а не технического обслуживания, иначе такой тариф – незаконный.
Убыточный дом
В нашем доме всего 12 квартир. Собранных средств на текущий ремонт ни на что не хватает. Как быть, ведь дом в плачевном состоянии?
– Управление многоквартирным домом с 12 квартирами и менее, сегодня можно осуществлять даже без договора управления со стороны УК. Если в доме от 13 до 16 квартир – УК вправе не получать лицензии. Из практики могу сказать, что управление такими домами для юридических лиц совершенно нерентабельно. Собранные по квитанциям и тарифам средства целиком уходят на обслуживание внутридомового газового оборудования, вывоз мусора и услуги дворника. Даже на текущий ремонт собрать нужную сумму чаще всего не удаётся. Чтобы решить текущие технические проблемы, стоит сначала обратиться в УК, чтобы понять сколько средств накоплено на лицевом счёте. Если денег нет, то оптимальный и законный путь – проведение собрания и сбор дополнительных средств с собственников, по желанию.
На вопросы отвечает Алексей Пластун, директор по работе с населением ООО «Омская энергосбытовая компания»:
Экономим как можем
Как старшая по дому, я всегда слежу за снятием показаний с приборов учёта. С 2009 годы мы установили общедомовой счётчик на электроэнергию. В 2012 и 2013 годах проводили замену ламп, сначала на энергосберегающие, затем – на светодиоды. Также в целях экономии мы установили датчики движения в подъездах. Благодаря этим мерам на протяжении предыдущих трёх лет нам удавалось экономить до 8000 рублей в год. И всё же в прошлом году мы вернулись к старым показателям, оплата за ОДН непомерно выросла. В чём причина?
– В этом случае в первую очередь стоит проанализировать не только потребление по ОДН, но и общедомовые показатели. Ведь распределение ОДН прямо пропорционально расходу энергии в квартирах. Так, возможно, в последнее время было увеличено количество бытовых электрических приборов, или кто-то из жильцов намеренно занижал показатели по электроэнергии. Нужно как можно чаще снимать показания счётчиков в квартирах, или контролировать правильность их передачи в нашу компанию.
Платим чужие долги?
Соседи долгое время не платят за электроэнергию, накапливая многотысячные долги. Думаю, это напрямую связано с высоким ОДН по нашему дому – просто так мы выплачиваем деньги за недобросовестных жильцов.
– Нет, это не так. Мы сами ведём работу со злостными неплательщиками, отключаем от подачи электричества, ведём претензионную работу в судебном порядке. Но их долги никак не отражаются на добросовестных жильцах. Если вы заинтересованы в том, чтобы просто сократить расходы на ОДН по электроэнергии, постарайтесь получить показания счётчиков от таких собственников. Пока меры со стороны ресурсных организаций к неплательщикам довольно лояльны. Если мы не получаем показаний от квартиры в течение трёх месяцев, начисления ведутся исходя из среднего потребления, затем – по нормативу. Процедура отключения ещё длиннее. В неё входит целый процесс по извещению и уведомлению о работе с задолженностью. При отсутствии реакции со стороны собственника сначала мы отключаем от питания какое-то одно помещение, например, кухню, а по прошествии ещё некоторого времени – всю жилую площадь квартиры. В общем, процедура может занять полгода или даже год. При этом долги за ОДН по электроэнергии остаются на лицевом счёте собственника, не ложатся на плечи соседей.
Неверный прогноз
Мне приходят квитанции с указанными суммами по оплате за электроэнергию. При этом по счётчику я должна заплатить меньше. Как исправить цифры в счетах?
– Исправлять в квитанции ничего не нужно. Это полностью готовый финансовый документ. Если вам пришла такая квитанция, то это сигнал к тому, что мы не получаем от вас показаний уже некоторое время. Полученную, пусть и с неверными данными, квитанцию вы должны полностью оплатить. При этом связаться с нами и передать текущие показания счётчика. В следующей квитанции уже будут указаны корректные данные, и компания произведёт перерасчёт. Таким образом, ваши деньги никуда не денутся – сэкономите, но месяцем позже.