Программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению из ветхих и аварийных домов шагают по стране. Однако в российских глубинках всё не просто. Здесь любое законодательство заходит в тупик.
Например, положение, в котором оказались дома в селе Великорусском Калачинского района Омской области, прямо скажем, незавидное.
Вход без выхода
Из нового на улице Новой осталось только название. Стоящие здесь трёхэтажки «щурятся» на приехавших журналистов разбитыми окнами промёрзших квартир, всюду разруха и пустота. И где-то в глубине двух запустевших домов продолжают жить семь семей – остальные побросали всё и разъехались или умерли, а наследники владеть подобным имуществом не захотели. Дом без хозяина, как кулёк семечек для городских голубей, – всё растащат. Местные хулиганы уже сняли батареи, повыбивали стёкла в нежилых квартирах. На сегодняшний день в этих многоквартирных домах отсутствуют водопровод, канализация, отопление (лишь в нескольких квартирах теплятся газовые котлы), стены покрыты узорами грибка, полчища крыс бродят в поисках наживы.
– Я не знаю, как они ещё стоят, наверное, нашими молитвами, Бог не даёт упасть, – говорит отчаявшаяся сельчанка Людмила Хасенова. – Никакой помощи нет, брошены дома, никому не нужны вместе с людьми.
Жители многоэтажек по улице Новой ждали помощи долго. Не дождавшись новеньких квартир, пошли по миру с бумажками. Дошли до областного минстроя. В ходе поездки в село Великорусское Калачинского района Александр Захарченко, начальник регионального отдела реформирования ЖКХ, осмотрел дома и сказал, что они годятся для ремонта. Однако состояние зданий пугающее. Вместо унитазов – вёдра, протекающие крыши становятся причиной замыкания проводки. По словам чиновника, не хватает ряда документов, а заключение об аварийности нелегитимное – значит, дома расселены не будут. Единственная возможность – капитальный ремонт.
Заложники бюрократии
Заброшенных домов в районах Омской области достаточно много. Министерство строительства взяло на себя обязательства решить вопрос с такими домами и учесть все нюансы – выработать единое решение для подобных случаев. Если ремонтировать будет нецелесообразно – решить вопрос по расселению и сносу или найти другой приемлемый вариант. Чиновники обещают, что дома забыты не будут. Жителям Великорусского стоит снова запастись терпением, флягами с водой и ждать.
Омичи не уверены, что смогут собрать необходимую сумму на капремонты своих домов. Есть вариант с банковскими кредитами, но за это удовольствие, скорее всего, придётся отдавать в залог свои квартиры, что жильцов, конечно же, пугает.
На бумаге всё гладко
Безусловно, региональная долгосрочная программа позволит распланировать капремонты всех многоквартирных домов на ближайшую перспективу.
Однако не всё так просто. В частности, данные БТИ по многоквартирным домам могут существенно отличаться от реального положения дел. К примеру, взамен рубероидной кровли давно установлена металлочерепичная, что значительно влияет на смету капремонта.
– И что особенно беспокоит – нет никаких финансовых гарантий со стороны федерального бюджета, – говорит Александр Лихачёв, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ. – В этих условиях расходы на капитальный ремонт могут лечь непосильным бременем на плечи собственников жилых помещений.
Квартира в залог ремонта?
Далеко не у всех жильцов получится собрать значительную сумму, а к услугам банков большинство омичей относятся скептически.
В залог кредитная организация может потребовать квартиры собственников. Такой вариант, по мнению специалистов областного фонда капремонта, вполне возможен.
– Я даже не знаю, как к такому предложению относиться, – сомневается Людмила Кальницкая, старшая по дому № 15 на улице Волочаевской. – Отдать своё единственное жильё в залог банку – мне кажется, это самоубийственное решение. В нашем доме живут одни пенсионеры. Где им брать денег? Захочешь жить в отремонтированном доме, а своей квартиры в нём лишишься!
Главное-контроль
– У нас создано специальное подразделение по работе с гражданами, – говорит Сергей Плисов, руководитель региональной Госжилинспекции. – Мы готовы оказывать населению всю необходимую информационную помощь. На этапе открытия расчётных счетов мы также готовы помогать собственникам квартир и членам ТСЖ, в частности, предоставлять правовую информацию. Речь идёт не только о городе Омске, аналогичная работа проводится и в районах области. Если в районах нет своих специалистов, способных оказать квалифицированную помощь, мы и в этом случае можем оказать информационную и методическую помощь. Но и граждане должны понять, что без их инициативы не обойтись.
Дайте право выбора
– Многим собственникам непонятно, как будет производиться ремонт их домов, – считает Нина Федорова, председатель областной ассоциации товариществ собственников жилья «Наши дома». – Никто не спорит, механизм сбора денег отработан практически безупречно. Причём людям даже предоставляется право выбора: либо региональному фонду деньги отдай, либо сам откладывай средства на спецсчёт. Это создаёт мнимую иллюзию, что всё расписано до мелочей. Но каким образом будет производиться, к примеру, выбор подрядчика? Откуда возьмётся та главная сила, которая и будет выполнять ремонт домов? Получается, что деньги наши, и даже отдать мы их должны в обязательном порядке. А сможем ли влиять на ход ремонта?
Терзают сомнения
– Самое главное – чтобы собранные жильцами деньги не пропали, – считает Михаил Машкарин, декан факультета гуманитарного образования ОмГТУ. – Согласитесь, что каждый из нас, откладывая деньги на чёрный день, уверен, что в любой момент может их забрать обратно. Ведь свой конверт всегда под рукой. А в случае с капремонтом люди опять будут перечислять деньги на какие-то счета, которые находятся где-то далеко. Сомнительно всё это. Ведь в своё время была уже строчка «капремонт» в квитанциях на квартплату. И мы все оплачивали эти квитанции. Но не то что капитального, зачастую даже обычного косметического ремонта в подъездах не было. Куда же делись эти деньги? Никто не знает. Ещё один немаловажный вопрос – есть многоквартирные дома очень старые, уже аварийные или на грани этого. Есть здания, построенные перед самой перестройкой, есть совсем новые. И все они включены в одну программу капитального ремонта. Что и следовало доказать – всех под одну гребёнку, лишь бы побыстрее. В результате люди, проживающие в аварийных домах, не могут понять, что их ждёт.