Примерное время чтения: 7 минут
636

Звёзды над головой. Почему школьникам необходима астрономия?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске 15/03/2017
Астрономия включает в себя сразу несколько наук.
Астрономия включает в себя сразу несколько наук. / Александра Горбунова / АиФ

Но вот парадокс, в одном из самых космических городов России немногие школьники хорошо представляют себе, что такое космос. Ведь для этого необходимо хотя бы раз заглянуть в учебник астрономии, а ещё лучше - в окуляр телескопа.

Накануне Международного дня планетариев, который отмечается 19 марта, гостем редакции «АиФ в Омске» стал Владимир Крупко, руководитель омского планетария, почётный работник общего и среднего образования России.

Все науки - в одной

Ксения Белодедова, «АиФ-Омск»: Владимир Николаевич, вы всю жизнь занимаетесь всем, что связано с астрономией. Почему этот предмет стал не нужен школе?

Владимир Крупко

Владимир Крупко: Астрономия в школе - не обязательный предмет, поэтому экзамена по нему нет. Есть два варианта. Либо в школе прогрессивный директор и учителя, которые хотят, чтобы была астрономия, и добиваются этого. Либо родители пишут заявление с просьбой, чтобы их детям преподавали астрономию, тогда обязаны этот предмет поставить в план преподавания. Но вопрос в том, кто его будет вести - физик, географ или трудовик. Сейчас в федеральном Минобразования идут разговоры, чтобы сделать астрономию обязательным предметом. Но как это всё будет, пока неясно. В 2008 году астрономии в школах уже не было. Причём этот предмет исчез после того, как не аттестовали учебник по астрономии. Из-за чего это произошло, не знает никто.

- На ваш взгляд, почему так важно изучать эту науку?

- Как любая наука, астрономия заставляет человека мыслить. Как говорил великий русский учёный Константин Циолковский, именно жажда узнать как можно больше и подняться как можно выше привела нас к освоению космоса. Академическая наука - работа во благо будущего. Мы пользуемся вещами, которые были изобретены сотню лет назад. Без изучения астрономии человек ограничен в познании этого мира, потому что это предмет, который включает в себя все другие науки. Например, есть разделы астрофизики, астробиологии и так далее. Не зря астрономию раньше изучали в 11 классе, потому что именно в старших классах ученик был готов воспринимать её с разных сторон. Мне повезло встретиться с Павлом Флоренским, академиком, самым крупным специалистом по литосфере. После его лекции, которая проходила непосредственно в метеоритном кратере в пустыне, я стал понимать, на какой планете живу. Чем больше изучаю астрономию, тем более понимаю, как много я не знаю.

Не зря астрономию раньше изучали в 11 классе, потому что именно в старших классах ученик был готов воспринимать её с разных сторон.

- Уже год как городской планетарий переехал в здание омского педагогического университета. Почему было выбрано это место?

- Здесь начинался планетарий в 1974 году, который позже перенесли на ул. Ленина, 10, а затем во Дворец творчества. Сейчас мы вернулись снова в это очень удобное помещение. Здесь есть площадка для наблюдений, обсерватория. Мы принесли сюда крупный телескоп. Хорошо было бы иметь ещё одну комнату - для музея. У нас очень много вещей, например, даже есть скафандр космонавта, минералы, которые можно показать. У меня есть мечта об интерактивном музее, в котором можно было бы проверить законы физики, встать на весы и увидеть, сколько ты весишь на Марсе. Думаю, что школьникам это было бы безумно интересно.

Дети и планетарий

- В планетарии часто читают лекции. О чём?

- Каждый желающий может посетить такие лекции, как «Путешествие по планетам», «В мире звёзд», «Чёрные дыры» и другие. Всего 10 тем. Очень много экскурсий мы проводим бесплатно. К нам приходят ветераны, инвалиды, граждане из социальных центров, дети-сироты. Мы не требуем от них никаких бумаг, просто их пропускаем. Я думаю, это делать необходимо.

- Есть ли лекции для детей?

- В детских фильмах, созданных для планетария, как правило, очень мало информации. Я не знаю, для кого они созданы, потому что сам дольше пяти минут не могу смотреть. Поэтому мы решили пойти по пути создания своего контента, но это непросто - доступных материалов мало. Лицензией запрещено показывать отдельные фрагменты фильмов, а целиком они будут сложны для восприятия. Мы провели уже одну лекцию вместе с организацией «Омск­мама» для пятилеток. Часть лекции проходила под «аналоговым» небом (это сфера с отверстиями, повторяющими контуры созвездий), другие лекции иллюстрировались с помощью проектора, были наблюдения в телескоп. Сейчас думаем, как сделать гибридную лекцию для детей или показывать им мульт­фильмы. Дети любят всё красочное и необычное. Думаю, что в этом году мы сделаем лекцию для детей, потому что меня уже, честно говоря, замучили этими вопросами. Говорят, что я плохой педагог, поскольку не пускаю трёхлетних детей к себе на лекции. Я могу их пустить, но малыши ничего не поймут.

И на небе есть Омск

- Каждый может купить телескоп. На что стоит обращать внимание при его выборе?

- Следует обращать внимание на размер объектива: чем он больше, тем сильнее телескоп. Также важно, чтобы его монтировка была жёсткой. Современные телескопы достаточно сильные, чтобы разглядеть звёзды и планеты в городе. Сейчас есть цифровые телескопы с автоматической системой наведения на космические объекты.


МЕЧТА ВЛАДИМИРА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ В ГОРОДЕ.


- Компании предлагают назвать своим именем звёзды. Насколько это законно и кто на самом деле даёт имя звёздам?

- Вам могут выдать сертификат о том, что вашим именем названа та или иная звезда, но никто, кроме вас и той фирмы, которая выдавала этот сертификат, об этом не узнает. Никакой юридической силы этот документ не имеет. Имена звёздам давали древние люди тысячи лет назад. Всего 800 звёзд имеют собственные имена, которые связаны с мифологией, положением звёзд в созвездиях. Но я спокойно отношусь к компаниям, которые предлагают назвать звезду в честь дорогого человека. Почему бы и нет? В научных каталогах это ничего не меняет. Вот если бы кто-то назвал звезду своим именем и во всех астрономических журналах изменилось бы название - это серьёзно. Кстати, есть звезда с именем нашего города. Это астероид, Омск - научное название. Те, кто открывают астероиды, вправе дать ему имя, но при этом нужно доказать, что это имя имеет право на существование. Например, астероид был назван Омском, потому что это город-миллионник с высокой культурой. Есть астероид, который назван в честь Новосибирска.

ДОСЬЕ
Владимир Крупко Коренной омич. Руководитель омского планетария. Окончил физический факультет Омского государственного педагогического университета по специальности «астрофизик». Работал в крупных российских обсерваториях. Имеет двоих детей - сына и дочь

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах