Внедрение «зелёных» решений - кропотливая работа, требующая вовлечения людей на разных уровнях, начиная с рядовых граждан и бизнеса и заканчивая СМИ и государственными органами.
Правильная организация коммуникаций, ликвидация дыр в законодательстве и призыв бизнеса к открытости - в этом и многом другом мы разобрались вместе с председателем Российского экологического общества Рашидом Исмаиловым.
Информационный шум
Чем серьёзнее проблема, тем ярче она освещается СМИ. Экология в этом плане всегда востребована - до начала спецоперации на Украине «зелёная» повестка занимала первые позиции в интересующих россиян темах. Омичи в этом плане не исключение. Рашид Исмаилов считает, что проблема информационного шума играет большую роль.
Между тем, как отмечает председатель экологического общества, именно негатив в экосфере «заходит» очень хорошо.
О чём думает бизнес
Однако бизнес под различными предлогами пытается выбить себе поблажки. Дескать, мы тут вообще без денег, поэтому нечего нас проверять.
На долю бытовых отходов приходится всего 3-5% от общего мусора. Всё остальное - отходы промышленные.
«Меня возмущает, когда представители бизнеса сегодня просят их не проверять. Я, например, не могу понять, как связано с санкционным режимом, нарушаете вы законодательство или не нарушаете. Вот так сейчас все хотят засунуть свои проблемы в эти пакеты поддержки. Просят не проверять их, сдвигать сроки соответствия требованиям на два-три года. Это чувствительная тема и очень важная», - поясняет Рашид Исмаилов.
Ещё одним важным критерием работы бизнеса в экологической сфере является его открытость. И вот тут начинаются самые настоящие фокусы. Приходить на региональные предприятия никто не мешает - они пускают к себе проверяющие органы, поэтому нарушения выявить у них вполне реально. А вот не дай бог компания федерального масштаба… Представителей региональной власти они к себе не пустят. В Омске такие тоже есть. Причём это не те, на кого обычно пытаются повесить любые происшествия - не «Газпром нефть» и не «Титан». «Газпром» вообще достаточно открыт в этом плане, а, как говорит наш эксперт, «открыт - значит безопасен».
Всё в кучу
Возвращаясь к излюбленной теме - мусору, хочется отметить, что и тут свой след оставляет бизнес. Например, в вопросе введения экологического сбора, который должен платиться производителем из прибыли. Сумма небольшая, но даже её пытаются спихнуть на конечного потребителя.
Подробнее об этом рассказывает Рашид Исмаилов: «У тех, кто производит упаковку, задача - продать товар. Это дизайнеры, маркетологи - у них нет KPI по экологии. Есть заказ - должен сделать красивую, яркую, привлекательную упаковку, чтобы твой товар выбрали первым. У тех, кто торгует, задача - продать, у торговых сетей - тоже, но здесь цепочка обрывается. Есть список из 42 позиций, которые будут исключаться на законодательном уровне - баллончики, ватные палочки. Но прежде чем всё это уйдёт из нашей жизни, оно должно быть замещено. Работа с производителями сложная - к сожалению, у нас притормозилось развитие института ответственности производителя. Принцип «загрязнитель платит» у нас пока не работает».
Работа с производителями сложная - к сожалению, у нас притормозилось развитие института ответственности производителя.
Бытовые отходы представляют не такую уж и большую проблему, если учесть, что на них приходится всего 3-5% от общего мусора. Всё остальное - отходы промышленные. И тут мы снова приходим к проблеме смехотворных штрафов, которыми за вывоз мусора в неположенное место облагается бизнес.
Гипотетический бизнесмен просто платит штраф и везёт мусор туда же, куда и обычно. В лес. Над этим вопросом ведутся работы на федеральном уровне - для предпринимателей и юрлиц штрафы увеличатся кратно, что должно заставить потенциального загрязнителя подумать дважды - а стоит ли оно того.
Ну и напоследок председатель Российского экологического общества успокоил: если вдруг регоператор обанкротится, за него вывозом мусора займутся местные власти, потому что это тоже их обязанность. Так что если гигантские кучи на контейнерных площадках нам и грозят, то ненадолго.