Омская экология – пожалуй, одна из самых насущных проблем, стоящих перед регионом. Некогда город-сад в самом сердце Сибири превратился в пейзаж монотонной городской застройки.
Со всех сторон его окружают заводы, которые и кормят, и обустраивают область за свой счёт. Однако вкладываться нужно не только в практические меры борьбы с неблагоприятной экологией, но и в информационное освещение происходящих процессов. И омские предприятия нашли способ сделать это максимально эффективно.
Русская берёза и другие биологические виды
По мнению жителей европейской части России, Сибирь представляет собой один огромный природный заповедник. Если опустить городские и промышленные застройки и колоссальных размеров поля, то они действительно правы. В Омской области существует достаточно много различных природоохранных зон, среди которых заказники, памятники природы, парки. Про «Птичью гавань» наверняка слышали многие, и многие там бывали. В гигантских заповедниках проживают различные виды животных и растений, занесённых в Красную книгу региона.
Вред наносится не только живому. Солёное озеро Эбейты, запасов грязи которого хватило бы на полторы тысячи лет работы курорта, находится под угрозой обмеления из-за того, что человек активно вмешивается в работу водоёмов как прямо, например, строительством плотин, так и косвенно. Упоминать Иртыш, в который стекается всё мыслимое и немыслимое, вообще не хочется. По итогу мы ещё и на последнем месте в экологическом рейтинге регионов.
Мы есть то, чем мы дышим
Несмотря на то, что предприятия оперативно вкладываются в очистные системы, это не всегда помогает. Многим жителям области знакомы напоминания о том, чем в нашем регионе занимаются: то снег, по консистенции напоминающий стиральный порошок, выпадет, то он жёлтым окажется, то в Омске встанет стеной вонючий смог, то уровень марганца в воде вырастет в 80 раз, то очередной общественный деятель унюхает выбросы этилмеркаптана…
Промышленники только руками разводят. Вроде и фильтры новые стоят, и автоматические круглосуточные системы мониторинга созданы, и новые технологии внедряются, чтобы было меньше выбросов и больше производительности на предприятии, а воз и ныне там. Отдельно можно сказать спасибо погодным условиям за режим «чёрного неба», но отказаться от заводов тоже нельзя – без них мы все сможем перепрофилироваться максимум в фермеров и пойти возделывать землю. И это тоже не выход.
За чистый воздух
В регионе решили пойти другим путём. Запуск «Экошколы для современных медиа» ориентирован как раз на подготовку кадров, которые будут понимать, что и по каким принципам происходит, и должным образом привлекать к этому внимание общественности. Генеральными спонсорами мероприятия выступают завод «Титан» и ОНПЗ, для которых, как для крупнейших городских предприятий, это и актуальная, и больная тема одновременно.
Нефтезавод максимально заинтересован в вовлечении журналистов в «зелёную» повестку. По городу годами циркулируют страшные слухи о выбросах, некоторые люди даже строят конспирологические теории об умышленном уничтожении населения области. Предприятие же, являясь для Омска градообразующим, выстраивает внедрение своих проектов с учётом экоповестки. Несомненно, руководство завода заинтересовано в том, чтобы журналисты собственными глазами увидели, как на самом деле обстоят дела нефтехимического флагмана региона, чтобы от подобных слухов не осталось и следа.
Начало положено
«Люди даже терминологически используют неправильную риторику. Используют термины, которых в законодательстве уже лет пять нет, – рассказывает заместитель министра природных ресурсов и экологии региона Александр Сердюков. – И получается, что мы живём с вами в поле экологических мифов. С учётом того, что с журналистами достаточно давно дружу, я прекрасно понимаю роль журналиста в современном мире. В своё время я работал в министерстве спорта, на каком-то этапе забрал под своё управление учреждение «Минспорт Медиа», чтобы люди имели правильное представление о развитии омского спорта и физкультуры».
На открытии экошколы чиновник в детальных подробностях рассказал о тонкостях освещения «зелёной» повестки, о современных экологических реалиях и о перспективной программе подготовки пишущих людей.
Череда мероприятий рассчитана на два параллельно идущих процесса ликбеза – более познавательный и наглядный для школьников и студентов, и более прагматически-ориентированный для уже состоявшихся журналистов. Заявлено, что и для тех, и для других семинары и выезды будут проводиться с участием экологов, чиновников и представителей промышленности. Чтобы, так сказать, полностью окунуть журналистику в «зелёнку». Начало положено, и оно достаточно серьёзное.