Фемида на стороне несостоявшихся туристов, но это ещё не значит, что деньги уже в их карманах. Туроператоры вправе обжаловать решения судов.
Давай меняться!
Указ президента России № 553 от 8 ноября 2015 года застал многих омских туристов на полпути. Сначала люди испытали разочарование, а затем шок оттого, что им не хотят возвращать деньги за испорченный отпуск.
«Когда я позвонил в свою турфирму, мне ничего вразумительного не сказали, - говорит Алексей, житель Омска. - Мы с женой написали заявление на возврат средств, нам обещали рассмотреть его в течение 10 дней, но и через два месяца не дали ответа». Пришлось подавать иск в суд.
Многим любителям египетских пляжей турфирмы предлагали другие направления отдыха - Таиланд, Вьетнам, Кипр, но, если это было связано с дополнительными расходами, люди от этих предложений, как правило, отказывались. На горячую линию Роспотребнадзора поступило 65 обращений, из них 23 человека подали письменные заявления. Лишь двум клиентам деньги были возвращены в досудебном порядке, остальным пришлось судиться.
Алла Осадчук |
«К марту текущего года десять исковых заявлений уже рассмотрены в судах, - комментирует Алла Осадчук, замначальника отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора. - Пять судебных процессов завершились мировыми соглашениями, остальные иски удовлетворены. Стоимость туров колеблется в пределах 60-100 тыс. руб. Но согласно статье 13 закона «О защите прав потребителей» вместе с основной суммой взыскиваются также штрафы и суммы за нанесённый моральный вред. В результате все потребители, выигравшие дела в суде, должны в общей сложности получить около 600 тыс. руб.»
Всюду пострадавшие?
Больше всего несостоявшихся туристов возмущало, что турагентства, где они покупали путёвки, возвращали им какие-то смехотворные суммы: 3-5 тыс. руб. А остальные деньги, мол, требуйте с туроператора.
«По моему мнению, потребители туристических услуг не видят отличий между туроператором и турагентством, - поясняет Комил Сиразетдинов, глава туристической компании. - Первый через турагентства формирует и продаёт туристический продукт - бронирует билеты, отели, организует трансферы и экскурсии. Второй продаёт готовые туры и получает за свою работу комиссионные. У турагентства не может быть денег туристов, эти средства перечисляются туроператору».
600 тыс. руб. должны омичам туроператоры.
Поэтому в турагентствах уверены, что сами стали заложниками обстоятельств.
«Ранее доля продаж путёвок в Египет, особенно в осенне-зимний период, достигала 80%, - говорит Элина Груздева, директор турагентства. - Например, у нас на момент запрета полётов в Египет было забронировано 8 путёвок (18 человек) у туроператоров «Библио Глобус» и «Анекс Тур». Туристам было предложено два варианта: перебронировать тур на альтернативное направление либо оставить денежные средства на так называемом депозите у туроператора и воспользоваться этой суммой в течение года. Двое наших клиентов выбрали Кипр и отлично отдохнули, пять человек решили лететь во Вьетнам. Ещё двум туристам деньги были возвращены в полном объёме, так как они относились к особой категории - пенсионеры, инвалиды. Две семьи после обращения в суд пришли с туроператором к мировому соглашению, деньги им возвращены полностью».
Хотелось бы отметить, что в данной ситуации нельзя винить туроператоров и требовать немедленного возврата денежных средств. Мы в своём агентстве каждому туристу объясняли, что туроператоры тоже пострадали, ведь отели в Египте уже были оплачены, авиабилеты выкуплены. Ни один из туроператоров не отказывался от возврата денег, просто агентствам нужно было правильно доносить информацию до туристов.