Впервые в этом году в Омске появились электросамокаты. Сегодня жёлтый транспорт можно обнаружить в самых неожиданных местах: у подъездов, автомоек, магазинов и на остановках.
Между тем многие горожане недовольны появлением самокатов на улицах Омска. Корреспондент omsk.aif.ru постарался разобраться, почему микромобильный транспорт - явление неоднозначное, и как власти пытаются подстроиться под всех.
Не удариться лицом
Время приближалось к полуночи. Наталья притормозила на светофоре, чтобы пропустить молодых людей на электросамокатах. На двух транспортных средствах уместились сразу пять человек: два парня на одном, два парня и одна девушка на другом.
«Полное безобразие. Я однажды везла парочку таких экстремалов из больницы: парень с девушкой ехали на самокате и упали на тротуаре, - рассказала водитель такси. - Девчонка себе лицо разбила, на щеке четыре шва наложили. И ведь её ухажёр не подумал, что у неё шрамы на всю жизнь останутся».
На самом деле отношение к электросамокатам в городах по всему миру крайне неоднозначное. Пока одни восхваляют мобильность и доступность такого вида транспорта, другие требуют запретить электросамокатчикам свободно гонять по проезжим частям и пешеходным дорожкам.
Внедрение новинки
Как это обычно бывает, популярные тренды приходят из столиц в провинцию с опозданием в несколько лет. Это в Москве и Санкт-Петербурге электросамокаты стали неотъемлемой частью городской жизни, Омск пока ещё привыкает к нововведению.
В начале апреля в Омске обосновался сервис проката Whoosh. Несколько месяцев люди присматривались к жёлтым самокатам, разбросанным по всему городу. Первым делом к тестированию модной новинки приступили подростки и молодые люди. Электросамокаты так и окрестили - игрушка для «школоты». Через некоторое время микромобильный транспорт приглянулся и омичам постарше.
Всё чаще в СМИ и соцсетях появляются сообщения о несчастных случаях с двухколёсным транспортом. По информации регионального МВД, с начала этого года в связи с падениями и наездами на электросамокатах и скутерах в полицию обратились 162 человека. Всего за неделю травмы получили больше 50 омичей.
Один из последних инцидентов произошёл 16 августа: 32-летний мужчина катался на электросамокате в центре города, упал и получил черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа.
Понять и простить?
По оценкам представителей компании Whoosh, 70% омичей используют самокаты как транспортное средство и лишь 30% - как развлечение. Чаще всего к сервису кикшеринга обращаются жители Нефтяников и Центрального округа. Большинство арендуют электросамокаты для того, чтобы добраться до работы, магазинов, спортзалов и учебных заведений.
Омич Дмитрий Гришин признался, что некоторое время пользовался арендованным электросамокатом, а потом решил раскошелиться на собственный микромобильный транспорт. По словам молодого человека, в электросамокатах он нашёл то, чего ему не хватало в обычных велосипедах: скорость, манёвренность и минимальные расходы на техобслуживание.
Дмитрий говорит: зачастую не чувствует себя уверенно ни на тротуарах, ни на проезжей части.
«Иногда от пешеходов слышу мат в свою спину: «Вали на дорогу со своими колёсами» или «Да чтоб ты разбился на своём драндулете». Обычно такое говорят какие-нибудь бабули, молодёжь вполне нормально относится к электросамокатам, - рассказал омич. - На дороге меня один раз чуть не прижали к обочине. Причём водитель делал это специально».
Однако жалеть электросамокатчиков готовы далеко не все. Этим летом несовершеннолетний парень сбил на самокате пятилетнюю девочку. Мать пострадавшего ребёнка не стала читать нотации родителям подростка, а подала в суд на компанию кикшеринга. Омичка посчитала, что в сервисе аренды недостаточно жёстко контролируют возрастные ограничения пользователей. Кроме того, электросамокаты должны автоматически сбрасывать скорость при заезде в парковую зону, чего, по словам женщины, не произошло.
«На набережной невозможно спокойно гулять. К велосипедистам добавились электросамокаты, которые едут абсолютно бесшумно. Видела, как велосипедист с самокатчиком столкнулись - поразбивали колени и разъехались, - поделилась жительница Омска Наталья Дроздова. - Это опасно. Если не создать условия для самокатов, пострадавших с каждым месяцем будет больше».
Будь осторожен, следи за собой
После череды несчастных случаев и решением проблемы с размещением электросамокатов на муниципальной земле в мэрии Омска заговорили о выделении отдельной полосы движения для микромобильного транспорта.
«Чтобы обеспечить безопасность, необходимо отделять общий транспортный поток от движения средств индивидуальной мобильности. А тех правильнее и полезнее отделять от пешеходов», - сообщил директор департамента транспорта Вадим Кормилец.
Пока неизвестно, когда в городе появятся отдельные зоны для движения электросамокатов. Если судить по обустройству велосипедных дорожек, полосы для микромобильного транспорта появятся ещё не скоро. Лихачам на двух колёсах закон пока не писан, а это значит, что всем участникам городского движения придётся надеяться на собственную внимательность.