233

Урбанистика в деталях. «Не мэр Омска» - о том, как сделать город лучше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске № 13 31/03/2021
Николай Кондаков. / Из личного архива

Кто такие урбанисты? Это люди, которые знают, сколько минут должна работать красная фаза светофора, для чего нужны магистральные маршруты и как сделать городские пространства удобнее.

Осенью 2019 года студент Николай Кондаков завёл интернет-блог под названием «Не мэр Омска». Парень на простом языке пишет о принципах правильного благоустройства, размышляет над локальными проблемами и предлагает пути их решения. В интервью корреспонденту «АиФ в Омске» он рассказал о плюсах и минусах нового общественного транспорта, экологических ценностях и случайной встрече с Оксаной Фадиной.

Наука о комфортной среде

Юлия Миленина, «АиФ в Омске»: Николай, где вы учитесь и связано ли это как-то с урбанистикой?

Николай Кондаков: Учусь на последнем курсе факультета компьютерных наук в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Моя специальность – «Информационная безопасность». Нет, это, конечно, никак не связано с урбанистикой.

- Тогда как появился интерес к ней?

- Это был 2018 год, в Омске проходила дискуссионная школа под спонсорством фонда Гайдара и при поддержке проекта «Полис». Главной темой для обсуждения стала урбанистика. Я тогда ещё не понимал, куда попал, но почему-то быстро втянулся.

У многих интерес к урбанистике формируется после просмотра видео Ильи Варламова. Думаю, он действительно помогает людям открыть глаза на мелочи, которые раньше они не замечали. Обычно человек просто идёт по тротуару и особо не размышляет, есть ли здесь безбарьерная среда. Но когда едешь на велосипеде, начинаешь об этом задумываться. А будучи урбанистом, ты ещё понимаешь, как лучше всё это сделать.

Так и пошло всё с дискуссионной школы. Там я познакомился с экологом Сергеем Костаревым, омскими урбанистами. Потом в поле зрения попал проект «Город решает», где обсуждают локальные темы.

- Когда появился блог «Не мэр Омска»?

- Примерно через год. До этого я просто использовал «Вконтакте» как дневник, но потом появилось желание писать на что-то более профессиональное. Решил завести блог в телеграме. Вдохновением послужил канал Даниила Баева из Москвы - «Новый дептранс». Я тоже остановился на урбанистике транспорта.

Любимая тема Николая - городской транспорт.
Любимая тема Николая - городской транспорт. Фото: Из личного архива

-  А почему вы выбрали именно такое название для блога?

- Друзья раньше немного шутили, что я переписываюсь с мэром Оксаной Фадиной. Один из них, Алексей, предложил такое наименование. Когда открывался Юбилейный мост после реконструкции, я из своего интереса проинспектировал его и заметил светофор с красной фазой в 80 секунд. Это слишком много, там односторонний выезд, и 60 секунд горели просто так. Я был подписан на Оксану Николаевну, сообщил ей в комментариях про эту проблему. Через полтора-два месяца светофор поправили.

Затем я случайно познакомился с Фадиной вживую. На протяжении 10 лет я играл в Лицейском театре, и как-то мы отмечали юбилей в Драме. Мэр была в зрительном зале. Я хотел поговорить с ней, но всё время боялся отвлечь. В итоге взял листок и ручку, написал записку. Когда Оксана Николаевна уже садилась в машину, я решил подойти. Она вышла, мы перебросились парой фраз, я передал записку и сфотографировался с ней.

- Что было в записке?

- Написал две идеи – проводить прямые эфиры в Instagram и выезжать в рабочие поездки на общественном транспорте. Мне казалось, что это очень здорово. Кстати, сейчас Фадина всё так же активно пользуется соцсетями!

С мэром Омска Оксаной Фадиной.
С мэром Омска Оксаной Фадиной. Фото: Из личного архива

Будущее без личных авто?

- Как изменился общественный транспорт Омска с тех пор, как вы начали увлекаться урбанистикой?

- Я рад, что появилась возможность безналичного расчёта. Это очень удобно, я вообще отказался от наличных денег. Также в городе появились НефАЗы. Эти длинные зелёные автобусы, по-моему, неплохие. Обидно, что под распил ушли «гармошки», но всё-таки у нас, видимо, не такие большие пассажиропотоки, чтобы они сохранялись.

Появились «Адмиралы» - прям 10 баллов из 10-ти! Пока что не совсем понятно насчёт новых «Спектров», говорят, он не трамвай не вмещается в некоторые повороты. Новые «Волгабасы» мне нравятся, вроде, хорошие автобусы.

Тем не менее, я до сих пор негодую, что у нас под асфальтом трамвайные рельсы, а их не используют для движения транспорта. А ещё не признаю реформу с ПАЗами. Конечно, в тот момент городу нужен был хоть какой-то общественный транспорт. Но не понимаю, взяли такое большое количество ПАЗов в кредит. Сейчас они выглядят как неудобный, частный транспорт, а не городской и комфортный.

- Поддерживаешь введение выделенных полос для общественного транспорта?

- Поддерживаю, да простят меня автомобилисты. Я сам стою в пробках, когда езжу на машине, но общественный транспорт важнее. Рано или поздно все это поймут. Машина – это невыгодно и неудобно, особенно зимой. Говорю, как человек, который дважды увяз в снегу, а мог бы спокойно добраться на автобусе.

Но есть несколько проблем с выделенными полосами. Во-первых, в некоторых местах не совсем понятно, где они заканчиваются, есть какие-то обрывы. Во-вторых, возможно, нужно больше просчитать промежутки и иногда всё-таки пускать машины на выделенные полосы, например, в выходные, когда автобусов и маршруток ходит меньше. Случается, что эти полосы заметает снегом из-за низкого потока транспорта.

- В этом году власти хотят запретить левые повороты. Как к этому относитесь?

- Потребность левого поворота никуда не денется, если их отменить. Машины будут ехать дальше и утыкаться в пробку. Некоторые водители начнут нарушать ПДД. Думаю, нужно проанализировать улицы, ввести дополнительные светофоры, секции, нарисовать полосы для поворота. Но запрет – это крайность, которая только ухудшает состояние на дорогах.

- Почему вы так активно выступаете против заборов?

- Мне кажется, заборы – бесполезная трата денег. Это некрасиво и небезопасно. Если машина снесёт забор, осколки могут кого-то ранить, лучше бы устанавливали металлические столбики в едином стиле. На улице Герцена, например, целых три вида разных заборов! И ставят их скорее для того, чтобы обезопасить водителей от пешеходов. Но если среда не обустроена должным образом, пешеходы всё равно будут перебегать через дорогу и даже перелезать через забор. Я видел даже бабушек, которые так делают.

- Недавно вы разработали бота «Жалобы Омск». Расскажи, что это за проект и как он работает?

- Это система автоматизированной подачи жалоб на городские проблемы. Жалобы обрабатываются активистами и отправляются в администрацию, СМИ или муниципальным депутатам. Оставить своё обращение можно анонимно. Мне уже поступило порядка 12-ти жалоб, среди них жалобы от студентов-медиков, которым не платят целевую стипендию, жалобы на плохую уборку снега, работу общественного транспорта, пешеходный переход в Нефтяниках, шумный магазин в Амуре.

- Вы проводите лекции или дискуссии по урбанистике?

- Иногда организовываю дискуссии «Как так вышло». Туда приглашаются интересные люди и говорят на тему, которая интересна для них. Я задаю вопросы, как модератор, настраиваю коммуникацию с залом. Но свои лекции не берусь пока проводить, пока не хватает времени, чтобы всё грамотно сделать. Надеюсь, оно появится, потому что уже накопилось много материала и идей.

Экология в приоритете

- Николай, вы пришли на интервью со своим термосом. Движение «ноль отходов» вам близко?

- Да, я хожу со своей кружкой, продукты из магазина кладу в сумку или рюкзак. Мои соседи в частном секторе тоже поймали зелёную волну. Сейчас мы все вместе сдаём вторсырье, а вырученные деньги тратим на детскую площадку, которую недавно родители детей сделали своими силами.

В моей семье, наверное, 80% мусора сортируется. Мы держим небольшую ферму с курицами, поэтому даже остатки еды у нас иногда перерабатываются. В квартирах, конечно, сложнее сортировать мусор, нужно иметь место, куда всё это складировать. Наши дома работают с подрядчиком, который приезжает раз в месяц и забирает вторсырьё.

Я стараюсь минимизировать вред для экологии. Жду, когда в России можно будет отказываться от чеков, так как в них есть химикаты, отравляющие почву.

- Экология – это ещё и про зелёные пространства. Иногда их пытаются изменить, усовершенствовать. Что думаете о проекте застройки «Дендросада»?

- Считаю, что застраивать зелёные зоны – это плохо. У нас уже есть проблемы с экологией. Зелёные насаждения нужно добавлять, а не срубать. Люди, особенно местные жители, активно борются за территорию «Дендросада», значит, категорически нельзя там ничего делать. Думаю, в первую очередь нужно обсуждать всё с горожанами, которые активно пользуются дендрологическим парком. Это грамотный подход. Тогда совсем другое отношение к пространству формируется.

Многие омичи выступают за сохранение парка.
Многие омичи выступают за сохранение парка. Фото: АиФ

- Какие места вам больше всего нравятся в Омске?

- Люблю исторический центр. Недавно «Город решает» проводил дискуссию о том, как развивать улицу Ленина и расширять это пространство. Очень хочу, чтобы в Омске становились популярными дворы, как в Санкт-Петербурге.

Ещё мне нравится пространство «Омской крепости» своими просторами. Но его можно было бы наполнять событийно, отдавать неиспользуемые помещения под аренду.

Также есть хорошее место возле «Вавилона». Там очень здорово смотреть на закаты, сидеть в тишине рядом с рыбаками. Ничего, казалось бы, нет, но в этом и плюс этого пространства.

Если говорить о заведениях, мои самые любимые – «Скуратов» в Камергерском переулке и на Тухачевского, а также Питер PAN и «Своё место».

- Может ли «Не мэр Омска» когда-нибудь стать мэром Омска?

- Теоретически, конечно, мысли есть. Но чтобы стать мэром или просто занимать высокую управленческую должность, нужно закрыть всю пирамиду потребностей. Только тогда можно полностью отдавать себя управлению городом. В ближайшее 15 лет я точно не буду претендовать на пост мэра. А в дальнейшем я бы подумал, это интересно.

Сейчас просто хочу больше взаимодействовать с администрацией, в частности с департаментом транспорта. Мечтаю пообщаться с их специалистами, пройтись вместе по городу, рассказать, как сделать конкретные места лучше. А ещё хотелось бы уже протестировать новую карту «ОмКА» с расширенными функциями. Её можно будет использовать и для удостоверения личности, и в качестве электронного кошелька.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах