История с тарифами на проезд в омских маршрутках началась ещё зимой. Тогда Омский областной суд признал недействительным приказ Региональной энергетической комиссии, по которому цена билета не должны была превышать 22 рубля, и с марта действительным должен был стать предыдущий, по которому «потолок» составляет 18 рублей.
Частные перевозчики были возмущены, разговоры с представителями РЭК результата не давали. Апелляция в Верховный суд России, поданная в последний момент, дала три месяца на разработку и принятие новой методологии расчёта тарифов, но стороны по-прежнему так и не сошлись во мнениях: в РЭК считают, что перевозчики должны подавать фактические данные, а вот бизнесмены не согласны.
Требовательных высаживали
На самом деле, во всеобщее неведение верится с трудом. Все мы видим, как водители газелей созваниваются с коллегами в пути. А накануне вечером в одной из маршруток мужчина разговаривал по телефону и рассказывал, что теперь совсем ему сложно придётся: тариф понизили, а вот цены на топливо и страховку выросли. В прошлый раз сумма была 20 тысяч рублей, а теперь вдруг и до 40 тысяч дойдёт. «Я тогда вообще без страховки буду ездить, мне так дешевле», – заявил он собеседнику. Нетрудно догадаться, что большинство частных перевозчиков уверены, что в будущем их ждёт множество проблем.
«Бизнесу сложно сейчас в условиях тяжёлой финансово-экономической ситуации в стране. Подобные решения убивают его и ставят на колени. Из-за того, что кто-то непрофессионально работал, заложниками стали и частный бизнес, и предприятия с муниципальной и областной долей собственности: для всех при снижении тарифа ситуация одна. Он был рассчитан, исходя из уже повысившихся в два-три раза цен на энергоносители, на дизельное топливо и бензин, на резину. Это удар по всем предприятиям отрасли», – уверен Николай Артемьев, учредитель ООО «Автодор».
Вернёмся к «Газелям»
Предприниматель считает, что методология в ближайшее время будет сформирована, и необходимо будет защищать ещё один тариф. Но это время будет потеряно для большинства предприятий с государственной долей собственности и для некоторых частных компаний, выплачивающих деньги по кредитам за новый транспорт, который они покупали, следуя предложенным городом условиям конкурса. Теперь предприятия будут вынуждены подойти к порогу банкротства, как и некоторые городские ПАТП. Будут потеряны последние большие автобусы, и город вернётся к старым газелям.
Между тем, повторение прошлогодней ситуации, когда проезд и в автобусах, и в маршрутках стоит одинаково, может сильно сказаться на прибыли муниципальных предприятий. Тогда, по оценкам специалистов, многие омичи, ушедшие к частникам, обратно уже не вернулись. При этом те, кто пользовался проездным билетом, который раньше был безлимитным, сейчас очень недовольны повышение его стоимости практически в полтора раза.
«Определённый отток в таких случаях бывает, мы надеемся, что он будет минимальным. В том числе и за счёт того, что предлагаем дисконтные программы по поездкам по электронным картам: всё-таки выгодно платить не 18 рублей, а 15 руб, – считает Виталий Маслик, директор департамента транспорта Омска. – Может быть, в августе мы уже сможет проанализировать, как по сравнению с прошлым годом изменился пассажиропоток. Сейчас, летом, он сам по себе падает у всех: и на маршрутках, и на больших автобусах. Школьники закончили учёбу, разъехались, у студентов заканчивается сессия, они тоже уезжают, часть омичей отправляется в отпуска».
Если всё же водитель частного автобуса откажется везти вас за 18 рублей и будет требовать прежние 20, нужно запомнить номер маршрута, госномер автомобиля и время, а потом пожаловаться или напрямую перевозчику, координаты которого должны быть размещены в салоне, или в департамент транспорта. В администрации считают, что всё же омские перевозчики достаточно законопослушны, и решение суда они будут выполнять. В противном случае за несоблюдение закона грозит крупный штраф или в случае злостных нарушений вовсе расторжение договора.