Омск, 26 декабря – АиФ-Омск. Одной из самых обсуждаемых тем в Омске под конец 2012 года стало повышение платы за проезд. И, если народное возмущение обычно достигало точки кипения при увеличении платы на рубль, то перспектива отдавать за одну поездку 16 «деревянных», уже спровоцировало в городе митинг.
За ответом на простой, но глобальный вопрос «что будет с транспортом в 2013 году?» мы обратились к Олегу Осинскому, директору департамента транспорта.
Ни денег, ни топлива
omsk.aif.ru: – Олег Иванович, экономически обоснованный тариф на проезд в общественном транспорте, понятное дело, выше нынешних 13 рублей. Городской бюджет уже не в состоянии компенсировать разницу?
Олег Осинский: – Действительно, на сегодняшний день экономически обоснованный тариф за проезд в общественном транспорте намного выше того, который сейчас действует в городе. Себестоимость понятна и прозрачна, мы готовы откровенно обсуждать этот вопрос с жителями. Себестоимость определена РЭК. После утверждения тарифа депутатами городского совета, ими будет принят размер субсидий для муниципального транспорта. Ещё раз подчеркну, что депутаты горсовета не утверждают тарифы. Они устанавливают ту сумму, ту разницу, которую город может компенсировать за наших жителей. На сегодняшний день в бюджете прописана сумма в 322 млн рублей. В прошлом году было 615 млн рублей. 322 млн рублей – это примерно 1,5 рубля в тарифе. Максимум 2. Вы спросите, почему так условно? Потому что мы не знаем, как энергоснабжающая организация будет поднимать тариф. Ни нас, ни вас об этом не предупреждают. Цены вы видите только на заправочных станциях. И как себя будут вести монополисты предположить трудно. Мы, исходя из бюджета, предложили горсовету сумму в 16 рублей на начало года и 18 рублей с 1 апреля.
omsk.aif.ru: – Почему сразу не 18 рублей?
Олег Осинский: – Чтобы жители хоть немного привыкли. Также стоимость проезда в первом квартале будет немного дешевле потому, что какую-то часть город всё-таки компенсирует. Но значительная часть средств – это сумма, которая пойдёт от страхования пассажира. С 1 января вступает в силу ФЗ, мы обязаны его выполнить. Здесь и страхование жизни пассажира, и установка приборов, которые будут изучать параметры работы водителя, и спутниковый навигатор. И если в муниципальном транспорте ГЛОНАСС есть, то у частных перевозчиков он отсутствует.
omsk.aif.ru: – Оснащение транспорта новым оборудованием – дорогое удовольствие?
Олег Осинский: – Да. Тахограф стоит от 35 до 40 тыс. рублей в одну подвижную единицу. И ГЛОНАСС с учётом программного обеспечения тоже достаточно дорогой. В бюджете запланировано 322 млн рублей. За пассажира город платил 4 рубля, а в 2013 году будет платить 2 рубля. Сумма складывается в районе 18 рублей. Если оставить тариф 12 рублей, то автобусы будут ходить в городе до 3 февраля. Потом вы выйдете утром на улицу и пойдёте на работу пешком. Потому что мы не заплатим налоги, и у нас не будет топлива. При Рощупкине, в начале 2000-х годов, такое было. Люди шли пешком по городу и всех проклинали. Областная власть говорила, что мы врём. Мы доказали обратное. Приезжали прокуроры, смотрели баки, расчётные счета – ни денег, ни топлива не было.
omsk.aif.ru: – Что-нибудь про маршрутки уже понятно?
Олег Осинский: – Тариф в маршрутных такси устанавливает РЭК. Сумма сложится из учёта расходов частных перевозчиков и того подвижного состава, который они будут приобретать. Но ни для кого не секрет, что подвижной состав никто не приобретают. Он только стареет, как и муниципальный транспорт. Перевозчики понесли в РЭК на утверждение тариф от 20 рублей. Но, на мой взгляд, он будет меньше, чем 20 рублей.
omsk.aif.ru: – Проезд в маршрутках и автобусах будет по одной цене?
Олег Осинский: – Нет. Плюс у нас в городе происходит подмена понятий. Маршрутное такси – один из видов общественного транспорта, который перевозит пассажиров без остановки. У нас маршрутных такси в городе нет. Они не имеют права останавливаться на всех остановках. Он должен на ЖД вокзале взять пассажиров и привезти их на Стрельникова. Люди сели в транспорт и с комфортом доехали из точки А в точку Б.
И двигатель выпадает
omsk.aif.ru: – Это правда, что весь муниципальный транспорт изношен до предела?
Олег Осинский: – Процесс идёт медленно, но идёт. Я вижу сводки о том, сколько транспорта выходит на маршруты ежедневно. И день ото дня эта цифра уменьшается. В декабре прошлого года выходило 700 автобусов, в этом году – 640. И чтобы мы не делали, в марте их выйдет 620. Подвижной состав нужно приобретать. Общественный транспорт – это не личный автомобиль, на котором мы приехали на работу и он стоит до вечера. Общественный транспорт – это та машина, которая постоянно эксплуатируется и изнашивается до такого состояния, что восстановлению не подлежит. То есть, когда двигатель выпадает, салона нет, а пассажир вот-вот провалится сквозь пол. Эти машины больше не используются, потому что становятся опасными. У нас на улицах ездит пассажирский транспорт, который покупался при Рощупкине ещё в 90-е годы прошлого века. Обратите внимание, в каком состоянии сейчас эти «Мерседесы каросы». Они пробежали более 1 млн км! Для человека, у которого есть личный автомобиль, это нереальные цифры. Говорят, что не может машина столько проехать. Может. И даже больше. В облавтотрансе машины по 1,5 млн км пробегают, но у них – междугородние перевозки.
omsk.aif.ru: – Маршрутки, скажем откровенно, тоже разваливаются.
Олег Осинский: – Частные перевозчики просто не в состоянии их приобрести. Когда говорят, что «у нас всё нормально», то это не так, вы видите, что ненормально. Сегодня все эти проблемы обнажились. И город, и область не могут вытаскивать большие суммы из бюджета, потому что это действительно бездна. Нынешний тариф в 13 рублей в маршрутках – это маршрутка старая, на ней работает один водитель, в одну смену. Ездит он с нарушениями, по выходным вообще не работает. Поэтому омичам сложно вечером уехать домой – автобусов нет, маршруток нет. В выходной день утром на улицах одни автобусы, водители маршруток ещё не проснулись, они тоже не могут каждый день работать. Чтобы появилось два водителя в маршрутке, нужно платить заработную плату, а если тариф 13 рублей, то это невозможно. И обновить подвижной состав тоже невозможно. Чтобы это сделать, водитель берёт лизинг, включает расходы в тариф, приносит в РЭК и говорит: вот мой тариф, я в него вкладываю приобретение подвижного состава и лизинговый платёж на пять лет. РЭК это оценивает и устанавливает тариф. Мы говорим, что 13 рублей – это дорого. А как определить – дорого или дёшево? Их же никак не пощупаешь.
Пассажиры-«кирпичи»
omsk.aif.ru: – Есть вероятность, что все маршрутки в городе со временем заменят автобусами? Говорят, что с 1 января 2013 года «ГАЗели» больше выпускать не будут.
Олег Осинский: – Маршруток будет меньше, и они будут другие, потому что завод изготовитель с 1 января «ГАЗель» действительно не производит. Это вообще опасный вид транспорта. Машину создали как грузовик, потом окна вырезали и пассажиров посадили. Поэтому она и переворачивается. И когда нам говорят страшные вещи о том, что водители «ГАЗелей» убили 15 жителей Омска в 2012 году, это неправда. С их участием были ДТП, не они виноваты. В автобусах таких случаев не бывает. Он спроектирован так, что в него что угодно может врезаться, но человек внутри останется живой. «ГАЗель» опасна и это все понимают, именно поэтому её снимают с производства.
Сейчас объявлен конкурс для частных перевозчиков. Будем заключать договор с ними на десять лет, в течение первых трёх он должен заменить машину на автобус большей вместимости. Если перевозчик заключает договор на 10 лет, то пусть покупает большой городской автобус, ездит в общегородском режиме с соблюдением каждой остановки, учётом льготников. Не хочешь работать так – работай как маршрутное такси. Но без остановок. Это требования законодательства, которое в нашем городе не соблюдается.
omsk.aif.ru: – Обновление автопарка в такой критической ситуации возможно?
Олег Осинский: – Если тариф 16 рублей продержится до конца года, то обновления уже не будет. 322 миллиона рублей из бюджета потратят на разницу в тарифе. Причём их тоже хватит только до августа, после чего мы просто сядем у разбитого корыта. Тариф 18 рублей – это тариф развитие. Тогда из 322 млн рублей мы экономим 200 млн, ещё 200 млн тратим на приобретение подвижного состава. Это примерно 50 автобусов. Городской автобус стоит от 4 млн рублей.
omsk.aif.ru: – Многие приводят в пример Омску Новосибирск, где проезд стоит 13 рублей. Как они решают проблему с тарифами?
Олег Осинский: – Все города-миллионики в нашей стране давно работают с такими тарифами: в Самаре и Казани проезд 18 рублей, в Екатеринбурге 23 рубля, про столицу я не говорю. Новосибирск хитрый – там проезд 13 рублей за 10 километров. То есть там действуют тарифные участки. До конца города цена поездки вырастает до 40 рублей. Давайте сделаем также, но до Москвки омичи будут добираться за 30 рублей. В Томске проезд 12 рублей, но там весь город – 10 км длиной. В Тюмени – 16 рублей и тоже самое, 10 км – 16 рублей.
Ещё вопрос в сменяемость пассажиров. В Омске она равна примерно 24%, а нужно около 40%. Если на 40 км пути пассажиры меняются 4 раза – с этим тарифом можно жить. Но у нас такого нет. У нас людей посадили на Московке и везут их в Нефтяники за 13 рублей. Это убийство. Частники называют таких пассажиров «кирпичи». А пассажиры сели и говорят – я же заплатил, везите меня!
Понятно, что тарифы это страшная вещь, и если бы мы поднимали их в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах, то сейчас бы никаких проблем не было. Сейчас бы в городе проезд стоил 16 рублей, и в 2013 году подорожание составило бы 1 рубль. В силу политических обстоятельств и выборов тариф долго сдерживали, а теперь последовал социальный взрыв. В Екатеринбурге проезд в октябре стоил 18 рублей, сейчас 23 рубля. Да, вы скажите, что там бюджет, люди и зарплаты другие. Я всё понимаю, но топливо ведь столько же стоит! Автобусы надо покупать, водителя содержать. Я готов встретиться с любым человеком – ярым противником повышения цен и всё объяснить.
Я коммунистам, которые на комитете молчат, объяснял: вот заработная плата кондуктора – 8 тысяч рублей. Кондукторами пойдёте за 8 тысяч работать? Нет, говорят, не пойдём, холодно. Мы уже всё, что можно было убрать, убрали и урезали. Сидим и бьёмся с тарифами. Монопольщики поднимают цены на ресурсы, а мы с вами оказываемся на острие. Государство понимает, что оно делает, как бы мы с вами не ругались. На внешних рынках цена на нефть падает. Чтобы содержать всю структуру, нужно чтобы в бюджете были средства, которые получают на внутреннем рынке, со своего населения. Тут хоть разбейся, но тарифы будут расти, а монопольщики никогда не будут перед нами оправдываться.