Уже сегодня в торжественной обстановке был окончательно прорыт перегон между станцией «Кристалл» и «Заречная».
На станции «Заречная» метростроевцев, журналистов и вип-зрителей ждала самая зрелищная часть окончания этого значимого этапа строительства подземки. Туннелепроходческий комплекс должен был на глазах у зрителей прорыть считанные метры породы и снести последнюю стену между строящимся туннелем и будущей станцией метро.
Кнопка для двоих
Чтобы созерцать историческое событие на станцию прибыли и руководители региона. Вячеслав Двораковский, мэр Омска и Виктор Назаров, глава области, наблюдали обрушение преграды на специальной смотровой площадке, установленной в удалении от стены. Чтобы запустить специальный щит, прорывающий дорогу к свету, Двораковскому и Назарову необходимо было самим запустить тунеллепроходческий комплекс.
Омские начальники отлично справились со своей задачей: нажали на специальную красную кнопку, одновременно положив руки на её блестящую пластиковую поверхность, раздалась специальная сирена и… ничего не произошло.
Оказывается, что по технологии, комплекс, прокладывающий туннель, не сразу должен начать работу, а лишь после проверки всех механизмов. Ожидание затягивалось. Зрители из числа непрофессионалов уже начинали волноваться: а получится ли сегодня взломать кажущуюся неприступной стену? Но вот земля заурчала и через специальные отверстия в стене полилась жидкая глина.
Это значит, что щит работает уже в непосредственной близости от выхода на станцию и через минуту другую стена всё-таки должна была упасть.
Волнение охватило всех присутствующих: попадёт ли щит ровно в оговоренное пространство, удастся ли ему взломать преграду – думали, собравшиеся на площадке. Рык из земли стал нарастать, взламываемая поверхность покрылась трещинами, глина полилась потоком и вот настал момент, который метростроевцы ждали с замиранием сердца: порода обрушилась, и в проеме туннеля появился крутящийся щит, который идеально ровно совпал с предполагаемыми границами выхода на поверхность. Кто-то кричал «Ура», кто-то аплодировал, и только работники «Мостовика» перевели дыхание: весь сложнейший технологический процесс прошёл как нельзя лучше. А зрители, ставшие свидетелями необычного события стали гадать на что похож появившийся в проёме образовавшейся дыры белый блин тунеллепроходческого комплекса. Кто-то сравнил огромный механизм с китом: не только из-за объёмов, но ещё и потому, что щит при поворачивании поливает срезанную породу фонтанами специального раствора, необходимым по технологии.
Но самая наглядная ассоциация пришла в голову мэру Омска. Вячеслав Двораковский сравнил щит с орденом, который, по его мнению, заслужили все омские метростроевцы. По словам мэра, сейчас не время никому доказывать необходимость строительства метрополитена, «а нужно приближать тот час, когда омичи получат удобный транспорт для передвижения по нашему очень протяжённому городу»- отметил градоначальник. Тут, правда, возникает вопрос: почему в «протяжённом городе», как справедливо заметил наш мэр, единственная ветка метрополитена пролегла не вдоль, а поперёк Омска? Если необходимость метрополитена для нашего мегаполиса вполне понятна, то с целесообразностью ветки именно от кинотеатра Маяковского на Левый берег, по меньшей мере, можно поспорить!
Медведев не причём
Кстати, губернатор региона опроверг мысль, что сдача перегона связана с приездом в Омск российского премьера. Виктор Назаров убеждён, что эти события удачно совпали: «ещё в дороге из аэропорта, где омская делегация встречала премьера, Дмитрий Медведев первым делом уточнил новости метростроительства. И я ему рассказал, что существует софинансирование из областного бюджета, которое очень тяжёлым бременем ложится на главный финансовый план области. А нам хотелось бы, чтобы правительство России увеличило финансирование строительства метро! Тогда мы точно успеем к юбилею города сдать объект» - заявил омский губернатор.
Речь идёт о 16 миллиардах рублей, которые до 2016 года должны быть вложены в омскую подземку. Понятно, что при таких затратах ежегодные транши в размере 1 млрд рублей, которые приходят из федерального бюджета, уже недостаточны. «Мы просто съедаем сами себя. Те линии и направления, которые мы уже прошли, необходимо поддерживать, сохранять безопасность. А это требует постоянных финансовых затрат. Чем дольше мы строим, тем метро будет дороже» - признался Виктор Назаров.
Интересно, не этим ли объясняются задержки в строительстве метрополитена, которые мы могли наблюдать в прошлые годы? Ведь уже даже Дмитрий Медведев в курсе, что проект метрополитена, мягко говоря, долгострой региона: подземку начали строить в 1999 и до сих пор тянули со сдачей. Но это дело прошлого, сейчас метро начали строить активно.
Более того, Медведев обещал помочь и уже отписал необходимые документы в Минфин и Минтранс, чтобы эти ведомства рассмотрели возможность увеличения финансирования метро из федерального бюджета. Сейчас надо торопиться, чтобы уложиться в сроки. Как говорит Вячеслав Двораковский, «сроки сдачи омской подземки очень сжатые, потому что объем работ колоссальный. Останавливаться нельзя ни на минуту. Даже если федеральные деньги сразу найдены не будут, то в области надо будет искать финансы, или у строителей, у нашего… хм, то есть, у мною любимого «Мостовика». Нужно разворачивать щит и идти дальше. И только при таких темпах мы должны успеть к 2016 году» - отметил мэр Омска. Не доверять мнению бывшего главного инженера компании, занимающейся прокладкой омского метрополитена, мы не можем. И получается, что опять нужно торопиться: спешить искать деньги, спешить бурить туннель, спешить благоустраивать омское метро. Но спешка лучше застоя. Хочется верить, что в итоге подземка всё-таки появится в нашем городе.
Тем более, что метростроевцам не привыкать работать в солидном темпе. По словам специалистов, в последние дни перед сдачей вновь выкопанного перегона работа велась круглосуточно, а щит вспахивал по 20 метров подземной породы в сутки. Это очень хорошие показатели работы. Особенно если учесть, что 1500 метров перегона от станции «Кристалл» до «Заречной» располагаются в сложной геологии, да ещё и под жилыми домами и городскими коммуникациями.
Боливар двоих не вынес
Если с метро всё наконец-то прояснилось, то вот ситуация с новым аэропортом Фёдоровка заметно усложнилась. Как рассказал Виктор Назаров, в областном кабинете министров сложилось понимание, что областной бюджет не вынесет двух инфраструктурных объектов одновременно, поэтому решили пожертвовать пока аэропортом. Но это не значит, что стройка заморожена: « Мы ищем выход из положения. Скорее всего, будем искать инвестора, прямо со стадии начала проектирования». При этом омский губернатор подчеркнул, что пока подвис проект Фёдоровки нужно думать и о развитии инфраструктуры аэропорта «Омск-Центральный». И визит Медведева пришёлся как нельзя кстати: «По прилету высокого гостя мы показали ему, что свою часть инфраструктуры зданий и сооружений мы привели в норму. Но осталась необходимость в реконструкции взлётной полосы и рулёжных площадок, которые относятся к федеральной собственности. Премьер обещал помочь», – заявил глава региона.
На реставрацию взлётного полотна необходимо 1,3 млрд рублей. Эти затраты федерального бюджета были запланированы на 2013 год, но план переверстали, и Омск должен был получить деньги только в 2015. Так долго ждать регион не мог, и Назаров обратился с просьбой вернуть финансирование на 2013 год. Премьер это письмо подписал. Теперь предстоит работа по выбиванию финансирования у федерального Минтранса.