В особо тяжёлых случаях приходится доказывать в суде, что заплатили свои кровные за бракованное, непригодное для жизни жильё.
Зима покажет
Когда Константин П. в сентябре прошлого года подписывал акт приёмки-передачи своей квартиры в новостройке по ул. Ватутина, то был уверен - всё в порядке. Но всего лишь через несколько месяцев зима показала, что окна (пластиковые стеклопакеты) были установлены с грубыми технологическими нарушениями. Они промёрзли, на них образовалась наледь. Кроме того, под подоконником обнаружились щели. В результате всю зиму в квартире стоял холод. «Мы обратились с претензией в нашу строительную компанию, с которой заключили договор купли-продажи. Но реакции никакой не последовало. Ждали месяц. Потом подали в суд. Суд, конечно, выиграли. Застройщик окна нам установил заново буквально на днях», - рассказал Константин.
Согласитесь, сочетание «квартира под ключ» звучит обнадеживающе. Купил, завози свою мебель, живи и радуйся! Всё готово: стены оклеены обоями, на полу линолеум, сантехника установлена - «всё включено». Застройщики, конечно, честно предупреждают, что все отделочные материалы, фурнитура, двери - класса эконом. Но и их при приёмке квартиры нужно тщательно проверять. На что ещё следует обращать внимание в новой квартире, рассказала Ирина КИРСАНОВА, юрист общественной организации «Общество по защите прав потребителей. Недвижимость и быт»:
- Жалобы на некачественные стеклопакеты, неквалифицированную их установку - самые частые из обращений новосёлов в нашу организацию. Дело в том, что большинство новостроек сдаются летом, а качество окон можно проверить только зимой.
Некоторые тонкости
Ирина Кирсанова даёт несколько советов будущим новосёлам. Во-первых, осмотр квартиры нужно планировать днём, при естественном освещении. Во-вторых, не надо стесняться при осмотре - трогайте, прощупывайте стены, простукивайте пол, заглядывйте под подоконник, проверяйте работу сантехники. Какие недоделки можно обнаружить? В стенах могут быть бугры, неровности, трещины. Их видно, даже если стены оклеены обоями. Далее - межпанельные швы. Омичка Ольга Я., заселившись в новую двухкомнатную квартиру на ул. Нахимова, не могла нарадоваться, пока не началась зима. Оказалось, что именно межпанельные швы заделаны плохо. С наступлением холодов углы обледенели, на стенах появился грибок. Несмотря на то, что батареи грели нормально, температура в квартире не поднималась выше +13°С.
Потолок надо исследовать на наличие протечек, особенно на последнем этаже. Пятна, разводы, подтёки подскажут, что с крышей дома явные нелады. Пол может быть неровным - с буграми, впадинами. Важный момент - санфаянс. Его надо осмотреть на наличие трещин, сколов. Если вы их обнаружите, строители будут обязаны заменить бачок или раковину. Также нужно проверить сантехнику, работоспособность электрических розеток, счётчиков воды и электричества. Любые недоделки, которые вас категорически не устраивают, даже мелкие, застройщик обязан устранить. Причём бесплатно и в течение нескольких дней.
Все претензии по устранению обнаруженных дефектов можно предъявлять в течение пяти лет: таков гарантийный срок, который установлен законодательством РФ для жилых помещений.
Комментарий специалиста:
Ирина КИРСАНОВА, юрист общественной организации «Общество по защите прав потребителей. Недвижимость и быт»:
- Чем больше недоделок вы обнаружите при осмотре, тем меньше дискомфорта будете испытывать от проживания в новой квартире. Все замечания нужно внести в акт приёма-передачи. А ещё каждый новосёл должен знать, что с претензией на работу строителей нужно сначала обращаться в компанию, с которой заключили договор купли-продажи. Заявление необходимо писать в двух экземплярах, на одном из них должна быть зафиксирована дата приёма заявления и подпись принявшего его сотрудника. Этот экземпляр нужно оставить себе, второй - в компании. Если в течение 10 дней реакции на претензию нет, можно смело обращаться в суд.