Примерное время чтения: 5 минут
115

В таксопарке без перемен. Закон силы не имеет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Омске 22/02/2012
Фото из архива «АиФ в Омске»

Всему виной, вступивший в силу с 1 января закон о такси, который якобы легализовал деятельность таксомоторных компаний и сделал перевозки безопаснее.

Игра без правил 

Но так ли это на самом деле? И если этот документ приносит лишь положительные последствия, почему его реализация застопорилась? По словам Александра Шеблова, руководителя группы выдачи разрешений легковым такси минпрома региона, все крупные представители бизнеса уже получили разрешения на деятельность для собственного таксопарка. Сложности сопровождают оформление тех водителей, которые работают по договору с оператором, а также с так называемыми «бомбилами», которые легализоваться не спешат. Сергей Звягинцев, генеральный директор одной из омских таксомоторных компаний рассказал, что свой автопарк они уже лицензировали, и теперь ведут разъяснительную работу с водителями, которые у них трудятся по договору, но вот будет ли толк от этого сказать трудно.

И отказ частников можно понять: никакой практической выгоды для них это не принесёт, более того, пока не вступили в силу поправки в правила дорожного движения, их даже оштрафовать не могут. А если от вступления в силу закона нет ни преимуществ, ни перспективы неотвратимого наказания, то исполнять этот нормативный акт только из-за любви к юриспруденции как-то даже глупо. 

Тем более, что процедура получения разрешения подорожала с 500 до 1300 рублей. Как рассказал чиновник из минпрома это связано с тем, что сначала не полностью рассчитали стоимость процедуры оформления. По словам специалиста цена гербовых бланков оказалась выше ожидаемой. Поэтому, чтобы хоть как то выйти в ноль по бюджетным затратам решили поднять цену с нового года почти в три раза. 

Это же насколько чудесно надо было проработать реализацию закона, что даже не сразу смогли просчитать реальные затраты на одно только оформление? И таких недоработок закон содержит массу. Причём к минпрому претензий нет: ведомство максимально оперативно смогло перестроить свою работу, но вот многие законодательные просчёты депутатов вызывают недоумение. Печальна картина с теми же правилами дорожного движения: уже даже есть предполагаемые поправки в главный документ автолюбителей, которые подразумевают реальные санкции за нарушение закона, но когда они вступят в силу не известно. Как выразился Сергей Корыц, начальник отделения по исполнению административного законодательства управления ГИБДД по Омской области, изменения могут появиться в правилах хоть завтра, всё зависит от постановления правительства.

Так что же ждёт нарушителей в будущем? За неправомерное использование разметки автомобиля такси, за использование без разрешения сигнального фонаря установленного образца, как и за перевозку пассажиров без лицензии на право деятельности автолюбителя ждёт штраф - 5 тыс. рублей.

Беда лишь в том, что на практике эти санкции применимы лишь частично. Если разметку наносить на машину без разрешения действительно опасно, то вот как инспектор ДПС докажет, что автолюбитель везёт пассажиров за деньги, а не родственников по доброте душевной – не понятно вовсе. Сергей Корыц говорит, что на этот счёт методические рекомендации только разрабатываются и появятся позднее. Иными словами, в ГИБДД сами не знают выхода из ситуации и пытаются нас убедить, что решение будет найдено.

Кому выгодно? 

Учитывая всё вышесказанное, зададимся логичным вопросом: а зачем вообще нужен этот закон? Кто получил выгоду от его реализацию? Честные таксомоторные компании, которые и раньше применяли медосмотр водителя и постоянно проходили техобслуживание своих машин, не для галочки, а чтобы сберечь репутацию? Нет. В их работе ничего не изменилось. Ведь частники и «бомбилы» им не конкуренты. Как сказал Сергей Звягинцев, у его компании и у «бомбил» принципиально разная работа: такси работает по заказу, а частники предлагают свои услуги на остановках, поэтому пересечения интересов не происходит. 

Более того, водители, работающие в такси по договору и не спешащие легализоваться по новым правилам, помогают компаниям разгрузить тот спрос, который возникает в часы пик. Без них на рынке возникнет дефицит, цены непременно вырастут, а уехать станет сложнее. Что мы уже можем наблюдать. И это не выгодно уже пассажирам.

Скажем спасибо, что в Омске предельные цены на перевозки в такси устанавливаются РЭК, чего нет в других регионах. Иначе тарифы могли бы скакнуть очень сильно. Как рассказал Александр Шеблов, предельный тариф установлен на планке 90 рублей за вызов плюс 9 рублей за каждый километр, при средних ценах 7-8 рублей километр. Однако вряд ли удастся сохранить эти «божеские» цены без изменений.

А куда податься людям, которые занимаются частным извозом в свободное от основной работы время? Тратить 1300 на разрешение, платить налоги и заключать договоры с медучреждениями на ежедневный медосмотр слишком дорого для дополнительного заработка. Поэтому люди либо уйдут с рынка, либо массово выйдут в «тень». Кому от этого станет лучше? Главный аргумент сторонников легального такси – это безопасность. Да, конечно, ежедневное медицинское освидетельствование и частый техосмотр машины – это благо для пассажиров. Но прав Сергей Звягинцев, крупные компании и раньше этим занимались. А частники не будут делать этого и сейчас. Но ведь и пассажир не дурак: он всё прекрасно понимает без всякого закона. Рынок может сам себя регулировать без дополнительных законотворческих инициатив. К тому же в стране явно есть более насущные проблемы, на которые парламентарии могли направить свой законодательный зуд.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах