Путь в квартиру омских алкоголиков напоминал полосу препятствий. Собаки лают, запах соответствующий, соседи осторожно высовываются из квартир…
Опять вы?!
Только дверь в ту самую квартиру, в которую корреспонденты «АиФ в Омске» пытались попасть в составе добровольной народной дружины Левобережья, открываться не хотела. После пяти минут ожидания и типичного русского трёхбуквенного «приветствия» на пороге появилась Тамара.
- Кто пьяный? Я пьяная?! - удивлённо начала женщина, хватаясь рукой за дверной косяк.
- Ой, опять вы… - выглянул из комнаты сожитель дамочки. - Ну что вы нас постоянно дёргаете?!
Да уж, такую парочку перевоспитать будет сложно, но омские дружинники надежды не теряют. Если честно, само существование в 2011 году общественников-энтузиастов вызывает смешанные чувства. Такое явление, как добровольная народная дружина, в 2011-м году кажется слегка странным. Однако, оказывается, в Омске можно найти рьяных помощников правоохранителям. При желании каждый может надеть на рукав алую повязку с надписью «ДНД» и отправиться прочёсывать окрестные улицы. Что мы и сделали, обратившись к самым активным омским дружинникам на базе КТОС «Левобережный-3».
- Мы создали дружину в 2008 году, когда на улице Путилова начали строить бульвар, - объясняет Татьяна НЕУДАХИНА, председатель КТОСа. - По ночам оттуда стали пропадать стройматериалы. Тогда мы вместе со старшими по домам организовали ночное дежурство. С собаками караулили. После того как воришек бойцовскими собачками спугнули - красть перестали.
Сидим в засаде
Так всё и закрутилось. Старшие по домам в количестве 24 человек посоветовались с участковыми, составили график дежурств и каждый вечер дозором начали обходить свой микрорайон. Охват территории за три часа солидный - 50 домов по улицам Путилова, Комарова, Ватутина, Перелёта… Здесь живут 17 222 (!) человека местного населения. И везде нужен контроль. Вычислить проблемные квартиры нетрудно. Старшие по домам знают, где торгуют самогонкой, где муж жену бьёт, а где ребёнок плачет. Алкогольная проблема самая насущная. По словам Виталия ЗИРЕНКО, старшего участкового уполномоченного полиции ОМ № 2 УВД по г. Омску, по факту обнаружения самогона составляется протокол, в случае обнаружения спирта заводится уголовное дело.
- Спирт и самогонку флягами изымали, - рассказывает Варвара Бащелина, старшая по дому. - В моём доме весь район днём и ночью отоваривался, очень долго с этим боролись. Зато теперь знаем точно, что купить самогон и спирт в нашем районе невозможно. На детских площадках молодёжь пиво больше не пьёт.
В последнем корреспонденты «АиФ в Омске» удостоверились лично. Только один раз за три часа дружинники попросили компанию молодых девушек выбросить в урну алкогольные коктейли. Отстаивать свои интересы барышни не стали.
Кстати, если на улице дружинники встречают своих бывших «клиентов», то обязательно интересуется, как у них идут дела.
- Никого больше домой не водите? - строго спрашивают общественники у пожилой пары, которая как-то устроила у себя на квартире небольшой публичный дом. Чтобы раскрыть притон, члены ДНД несколько часов просидели в засаде. Однако сейчас с предоставлением любовных услуг пара завязала.
- Нас часто спрашивают, сколько мы за свою работу получаем, - говорит Татьяна Неудахина. - И не понимают, что всё это на общественных началах. Я в народной дружине ещё в Советском Союзе состояла. Так тогда нам три дня к отпуску за такую работу давали. А сейчас ничего.
Как считают дружинники, спокойствие родного района дороже денег. Особенно когда видишь результат своей работы.