Примерное время чтения: 6 минут
184

Работу менять не собираемся - 17 ноября отмечается День участковых

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Омске 16/11/2011

- В день бывает от 5 до 15 жалоб, - рассказывает «АиФ в Омске» Павел Поляников, старший участковый отдела полиции № 1 УМВД России по г. Омску, за которым закреплена территория 11 микрорайона Левобережья. – На что жалуются? Да по-разному. Кому-то соседи-алкоголики не дают житья, дебоширят, у кого-то за стенкой музыка гремит всю ночь...

Бывали и курьезы. Участковый вспоминает, как к нему обратилась пожилая женщина с просьбой отыскать внука. Дескать, не звонит он уже несколько дней, а телефон отвечает: «Не в зоне действия…» Перепуганная пенсионерка расслышала только одно слово «зона» и решила, что парня посадили в тюрьму. Участкового она пришла просить защитить внука от судебного произвола. Ситуация разрешилась в тот же день, молодой человек просто потерял телефон, а бабушке сообщить об этом не успел. Но женщина до сих пор благодарит майора полиции за помощь.

Не только по долгу службы

- Мы реагируем на все жалобы и обращения, в том числе и на подобные. Конечно, я сразу понял, что пенсионерка, недавно купившая сотовый телефон, просто чего-то не поняла. Но я должен был помочь ей не только по долгу службы, но и просто по-человечески.

Но таких случаев в практике участкового уполномоченного – единицы. Чаще всего полицейскому приходится выходить на драки, семейные скандалы, разгонять притоны, случаются и убийства.

Буквально в первый рабочий день 11 лет назад вчерашний выпускник школы милиции Павел Поляников обнаружил у себя на участке труп шестилетней девочки. К молоденькому участковому прибежал мужчина и рассказал, что, собираясь на рыбалку, он решил накопать червей. На пустыре за домом увидел подозрительный мешок, заглянув туда, рыбак, обнаружил страшную находку. Преступление было раскрыто по горячим следам. Участковый сам помогал в расследовании. Убийцей оказался житель того же микрорайона, который был впоследствии осуждён.

Этот случай наложил особый отпечаток на работу Поляникова. Поэтому семьи, в которых есть дети, у него на особом личном учёте.

- Я стараюсь, как можно чаще посещать неблагополучные квартиры, чтобы предупредить возможные происшествия. Я говорю квартиры, не семьи, потому что обычно в таких местах собирается маргинальный контингент: бомжи, алкоголики, наркоманы. А тогда и до беды недалеко. Контроль над такими квартирами нужен постоянный.

Обязательно проверю

К разговору присоединяется Андрей Дуров, коллега нашего героя.

- Сейчас выезжаем по адресам. Поступил сигнал от жителей многоэтажек по улице Дмитриева – жалуются на соседей.

Войдя в подъезд, мы чувствуем зловоние. Запах усиливается, когда приближаемся к одной из квартир. На стене вместо звонка зияет пустая глазница, дверь напоминает вход в сарай, а не в жилище человека. Приходится несколько раз громко постучать, прежде чем нам открывают. На пороге стоит маленькая высохшая женщина непонятного возраста в грязной одежде.

- Ой, здравствуйте! Заходите! – её ничуть не удивляет приход гостей в форме.

В квартире ободранные, давно не видевшие ремонта стены и полок. Из мебели: старый продавленный диван, пара табуреток и колченогий стол. На плите включена газовая горелка.

- Я греюсь, - поясняет хозяйка квартиры.

Участковый долго беседует с женщиной, старается пристыдить её, спрашивает, когда она наведёт прядок, требует прекратить сборища бомжей. Она послушно кивает головой, но…

- Изменить здесь что-либо очень трудно. Особенно когда алкоголь становится образом жизни. Хозяйку квартиры мы уже много привлекали к административной ответственности, направляли на лечение, - рассказывает Павел Поляников. – После наших визитов она на какое-то время затихает, что тоже результат. Но будем обязательно работать дальше. Капля точит камень.

Соседка старушки-пьяницы рассказывает, что та сначала соберёт гостей, а потом зовёт на помощь, чтобы от них избавиться. Но самое страшное – это её привычка греться от газовой плиты. Конфорка затухает, происходит утечка газа.

- Боюсь, что однажды не уследим и останемся без квартиры. Вся надежда на участкового, он её регулярно посещает, сами звоним ему, иногда даже ночью.

Следующая семья вызывает удивление, смешанное с жалостью. Трёхкомнатная квартира ещё помнит лучшие времена. Стеклопакеты, дорогие двери, собрания русской и зарубежной литературы красноречивее любых слов говорят о том, что жильцы этой квартиры не всегда находились на обочине жизни.

У хозяйки трое сыновей. Старшим двум уже за 30, младшему всего 12 лет. Он живёт у бабушки. Хозяйка квартиры, в прошлом владелица вязального цеха, после пожара, уничтожившего её небольшое производство, не смогла справиться с депрессией и нашла утешение в алкоголе. Теперь она медленно, но неотвратимо превращается в алкоголичку. Следы этой пагубной страсти уже видны на её некогда ухоженном лице.

- Да у меня же не бывает драк, - оправдывается женщина перед участковыми. Ну, приходят к сыну друзья, сейчас живёт подруга после операции, вечерком выпьем иногда.

Я же не выгоню сына, да и боюсь я его…Очень хочу забрать младшенького, вот послезавтра иду на работу устраиваться. Вы думаете, мне нравится так жить?

- А я зайду, на днях, проверю, - обещает старший участковый.

Мы выходим из дома. Для журналистов рейд окончен, а у Павла Поляникова и Андрея Дурова адреса расписаны на весь день. Не удержавшись, спрашиваем:

- Общение вот с такими «гражданами» сказывается на настроении, жизни вообще?

Участковые переглядываются, улыбаются:

- Это наша работа, - сдержанно произносят они.

За этой скупой фразой стоят ночные дежурства, натянутые нервы, редкие встречи с семьёй…

- Менять её не собираемся, - добавляют офицеры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах